Dipol FM | 105,6 fm

Рожденный драться – летать не может?!

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта намерена бороться с так называемыми «беспокойными» авиапассажирами, которые некорректно ведут себя на борту самолета, сообщило РИА «Новости».

Правда, руководитель службы Александр Нерадько не уточнил, какие именно меры будут приниматься против таких пассажиров, однако сообщил, что ранее Минтранс подготовил проект федеральных авиационных правил, в которых был раздел о «беспокойных» пассажирах. В связи с реорганизацией правительства этот проект не был утвержден. Вновь созданная служба изыскивает возможность довести эту работу до конца.

Остановите самолет — я слезу-

«Беспокойные» пассажиры — давняя и общая «головная боль» всех авиакомпаний мира, обострившаяся в середине девяностых годов прошлого века — с этого момента количество воздушных хулиганств стремительно пошло вверх. По самым приблизительным данным Международной ассоциации авиационного транспорта, за последние 10 лет число случаев нарушения пассажирами правил поведения на борту воздушных судов выросло почти в пять раз. Беспрецедентную активизацию воздушного хулиганства отмечают и российские авиакомпании. За последние три года рост количества подобных инцидентов составил 400%.

Тут и словесное оскорбление попутчиков, и отработка боксерских навыков на бортпроводниках, и приставание к стюардессам. Бывают и совсем уж дикие случаи — например, пассажир Боинга-747 в приступе гнева разбил кулаком оконное стекло, а пассажир другого лайнера дважды за время приземления пытался открыть дверь аварийного выхода. Впрочем, укротить бунтарей-одиночек хоть и сложно, но возможно. А теперь представьте атмосферу на борту DC-10, во время полета которого над Атлантикой взбунтовалось шестнадцать футболистов. Или салон Боинга-747, превратившегося в ринг для «разминки» четырех профессиональных борцов.

О возможных последствиях подобных «хулиганств» можно не говорить — замкнутое пространство и высота обрекают десятки, а порой и сотни пассажиров на общую участь-

Парадоксально, но сегодня российское административное и уголовное законодательство трактует правонарушение, совершенное в городском троллейбусе и на борту ВС, совершенно одинаково. Гражданин, учинивший дебош на борту самолета, отделывается штрафом в один МРоТ (600 рублей) или просто получает предупреждение от сотрудников милиции.

Столь «мягкие» санкции авиаторы считают основной причиной роста воздушных хулиганств и предлагают ужесточить наказание, приведя его в соответствие с международной практикой. Так, например, в Японии за курение и использование мобильного телефона на борту самолета, а также другие «действия, способные нанести вред безопасности» влекут за собой штраф до 500 тысяч иен (около $ 4,8 тысячи).

Британское законодательство еще больше способствует воспитанию пассажиров, предписывая штраф в размере 5 тысяч английских фунтов (около $ 8 тысяч) не только за откровенное хулиганство, но и за нахождение на борту самолета в пьяном состоянии, курение в туалетах и использование мобильного телефона во время полета. А за действия, которые угрожают членам экипажа самолета или мешают исполнению ими служебных обязанностей, власти Королевства определили собой взыскание штрафа, размер которого не ограничен, или же тюремное заключение до двух лет.

Кстати, British Airways внедрила оригинальную систему предупреждения хулиганств. Компания позаимствовала в футболе систему штрафных карточек для борьбы с пассажирами-хулиганами: желтые карточки показываются лицам, нарушающим правила поведения в воздухе, или тем, кто ведет себя агрессивно по отношению к сотрудникам компании. Предупреждение означает, что отказ человека успокоиться повлечет либо аннулирование его билета, либо разбирательство в полиции.

И выпишем «волчий билет»

Зарубежные авиаперевозчики принимают самые строгие меры по отношению к авиахулиганам, составляя «черные списки» и обмениваясь информацией о «воздушных дебоширах». Отметим, что законодательство многих стран позволяет эффективно применять эту базу на практике — отказывать провинившимся в полете. Надолго, а некоторым — навсегда. Та же British Airways в прошлом году вынесла 95 запретов на полеты ее рейсами, а 63 человека были отстранены от полетов пожизненно. А в России по действующему законодательству занесение пассажира в подобную базу данных не является достаточным основанием для отказа в перевозке. Авиакомпания может лишь предупредить экипаж о том, что на борту находится потенциальный нарушитель. Максимальное наказание дебошира — это аннулирование обратного билета.

Тем не менее, чтобы хоть как-то снизить риски, практически все российские авиаперевозчики формируют списки провинившихся. К примеру, «Аэрофлот» на протяжении нескольких лет ведет «Список беспокойных пассажиров». Делиться друг с другом информацией о нарушителях компании не только морально готовы, но и считают подобное сотрудничество необходимым.
«Я — только „за“! Перспектива попасть в общероссийскую базу данных — хороший сдерживающий фактор», — сказал «Вслух о главном» начальник отдела продаж «Когалымавиа» Андрей Осадчий.

На самом деле, конкуренты по рынку авиаперевозок демонстрируют редкое единение, отстаивая право на спокойные полеты. Над проектом федерального закона «О защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» совместно трудились авиакомпании и Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, ассоциация «Аэропорт».

Пассажиры — тоже люди

Бесспорно — ужесточение санкций, применяемых к воздушным «дебоширам», и тем более — выстраивание законодательного механизма, позволяющего предупреждать инциденты, получит одобрение не только у авиаторов, но и у большинства пассажиров. Однако не является ли эта инициатива «игрой в одни ворота»? Ведь об ужесточении ответственности служащих авиакомпаний, позволяющих грубое поведение по отношению клиентам, авиаперевозчики речи не ведут. Между тем эта проблема существует — вспомните хотя бы драку, месяц назад учиненную пьяными бортпроводниками в салоне Ту-154, зафрахтованного «Аэрофлотом» у «Авиаэнерго». Вопрос урегулирования подобных конфликтов лежит в области заботы о репутации компании, но практически не закреплен законодательно.

Много спорных моментов возникает и при выяснении причин того или иного конфликта. Председатель Комитета Госдумы Р Ф по конституционному законодательству и государственному строительству Алексей Митрофанов заявил, что в возникновении ЧП на борту самолета не всегда присутствует вина пассажира: «Авиакомпании должны посмотреть шире на эту проблему. Я считаю, что 80% инцидентов спровоцировано персоналом компаний. Чтобы вести диалог с агрессивно настроенными пассажирами, экипаж должен иметь определенные навыки».

По его мнению, подготовкой сотрудников должны заниматься специалисты, в том числе и психологи, но авиакомпании экономят на обучении работников, набирают их чуть ли не с улиц. Алексей Митрофанов считает, что «меры для обеспечения безопасности полетов, конечно, нужны. Но не в качестве удавки для пассажиров».

Если говорить о перенимании опыта у иностранных авиаперевозчиков, поднаторевших в борьбе с беспокойными пассажирами, то нужно учесть, что в арсенале компаний не только силовые методы противодействия (бортпроводники экипируются «средствами ограничения движения», включая наручники, комплекты специальных ремней для привязывания нарушителей к креслу), но и искусство убеждать. Американская US Airways организовала специальные курсы по обучению персонала способам психического и физического воздействия на опасных пассажиров, а авиакомпания Frontier ежемесячно проводит для своих сотрудников семинар по так называемому «словесному дзюдо» — этой технике последовательного решения конфликтных ситуаций обучают полицейских, которым по долгу службы часто приходится иметь дело с хулиганами. Вопрос в том, какие методы решения конфликтных ситуаций окажутся ближе отечественным авиаперевозчикам-

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Тюменцам объяснили, как правильно срезать вербу
Тюменцам объяснили, как правильно срезать вербу
Обрывая ветки, можно нанести вред дереву.
#верба
#Вербное воскресенье
#новости Тюмени
Уровень реки Ишим в Викуловском районе растет
Уровень реки Ишим в Викуловском районе растет
Деревни Заборка и Тюлешов Бор отрезаны от большой земли.
#паводок
#деревня
#Викуловский район
#новости Тюмени
Клуб «Женская академия» работает в Омутинском
Клуб «Женская академия» работает в Омутинском
Участницы клуба - женщины, проходящие социальную реабилитацию в одноименном отделении.
#женский клуб
#клуб по интересам
#новости Тюмени
#общество
В лесах Тюменской области будут высаживать сосны
В лесах Тюменской области будут высаживать сосны
300 тысяч саженцев сосны посеяли еще два года назад, этого хватит для восстановления 100 гектаров леса.
#лес
#сосны
#саженцы
#авиабаза
#новости Тюмени
Более 70% памятников архитектуры в Тюменской области в хорошем и удовлетворительном состоянии
Более 70% памятников архитектуры в Тюменской области в хорошем и удовлетворительном состоянии
К реставрации памятников активно привлекают частных инвесторов.

#памятники
#архитектура
#культурное наследие
#инвесторы
#новости Тюмени