Национальный автопром переживает самый масштабный кризис последних лет. Как пишет сегодня газета «Ведомости», за I квартал 2005 года продажи российских автомобилей упали на 14%, в то время как иномарок увеличились в полтора раза. Сами автозаводы считают, что их участь — собирать иномарки. В 2004 году автопром показал небывалый рост. Продажи автомобилей российского производства выросли на 10%, а иномарок удвоились.
Национальный автопром переживает самый масштабный кризис последних лет. Как пишет сегодня газета «Ведомости», за I квартал 2005 года продажи российских автомобилей упали на 14%, в то время как иномарок увеличились в полтора раза. Сами автозаводы считают, что их участь — собирать иномарки. В 2004 году автопром показал небывалый рост. Продажи автомобилей российского производства выросли на 10%, а иномарок удвоились. Эксперты полагали, что взрывной рост продаж продолжится, а на рынке хватит места и нашим машинам, и иномаркам. Однако в минувшую пятницу глава Минпромэнерго Виктор Христенко объявил, что продажи отечественных легковых автомобилей в I квартале сократились на 14% — с 232 тыс. до 200 тыс. Продажи новых импортных иномарок выросли почти вдвое — с 46 тыс. до 80 тыс., продажи подержанных иномарок — в полтора раза с 63 тыс. до 90 тыс. автомобилей, продажи «российских иномарок» — на 17% с 24 тыс. до 28 тыс. Кризис отразился почти на всех российских автопроизводителях. По данным «АСМ-Холдинга», в I квартале «АвтоВАЗ» снизил продажи на 9,7% по сравнению январем — мартом прошлого года до 165 тыс. 688 автомобилей, «ИжАвто» — на 41,2% до 10 тыс. 127, ГАЗ — на 39,7% до 10 тыс. 27, УАЗ — на 37,4% до 5 тыс. 791. Единственным исключением из общего правила стала «Рослада», собирающая «девятки», продажи которой выросли на 74% до 5 тыс. 297 машин. В мае «АвтоВАЗ» объявил об отмене субботней смены на заводе и снижении годового производственного плана с 730 тыс. до 700 тыс. автомобилей. Дилеры предприятия утверждают, что в середине мая на их площадках скопилось не менее 80 тыс. автомобилей, то есть вдвое больше нормы. Как сообщил «Ведомостям» источник на «АвтоВАЗе», завод готовит проект приказа, допускающий сокращение штата. А «ИжАвто» уже объявило в пятницу о сокращении 4 тыс. сотрудников до конца 2005 года, объясняя это падением объемов производства. Проблемы автозаводов вредят не только его акционерам или сотрудникам, но и всей экономике. Старший экономист компании «УралСиб» Владимир Тихомиров подсчитал, что на долю автопрома вместе с поставщиками комплектующих приходится 5−6% ВВП. Если бы не кризис, рассуждает он, рост ВВП в I квартале составил бы не 4,9%, а 5,2%.По мнению экспертов, российский автопром сам довел себя до кризиса, постоянно повышая цены на автомобили. «Они по привычке считают, что управляют рынком, — отмечает независимый эксперт автомобильного рынка Сергей Алексейчук. — Но столкнулись с дешевыми иномарками — Daewoo Nexia, Hyundai Accent». По оценке инвесткомпании «Атон», «автомашины российских производителей воспринимаются как продукция низкого качества». Поэтому повышение цен вкупе с ростом конкуренции со стороны иномарок ведет к тому, что тот же «АвтоВАЗ» «рискует утратить основное конкурентное преимущество — низкие цены». «Наш предел чувствительности по „десяткам“ — не более $ 8 тыс. (за автомобиль)», — признает источник, близкий к «АвтоВАЗу». Но в 2005 году вазовские автомобили перешагнули этот порог: по данным журнала «Авторевю», в московских салонах стоимость «десяток» составляет $ 8 тыс. 250 — $ 10 тыс. 600. Российский автопром уже дважды переживал кризис. Но в 1998 году его буквально спас дефолт, благодаря которому цены на наши автомобили снизились в несколько раз. А три года назад наплыв подержанных иномарок был остановлен повышением таможенных пошлин. Но сейчас помощи российским автозаводам ждать неоткуда, говорит аналитик ОФГ Елена Сахнова. Рубль стабилен и даже укрепляется, а повышение пошлин на иномарки не значится в планах