Половина наших соотечественников убеждена, что деятельность крупных отечественных предпринимателей идет в целом во вред России. К малому и среднему бизнесу отношение у нас прямо противоположное – 62% сограждан полагают, что он работает определенно или скорее на пользу страны. Таковы результаты последнего опроса, который провел Аналитический центр Юрия Левады.
Половина наших соотечественников убеждена, что деятельность крупных отечественных предпринимателей идет в целом во вред России. К малому и среднему бизнесу отношение у нас прямо противоположное — 62% сограждан полагают, что он работает определенно или скорее на пользу страны. Таковы результаты последнего опроса, который провел Аналитический центр Юрия Левады, сообщают «Новые известия».Исследование проходило в конце августа в 46 регионах, в нем участвовало без малого 2 тыс. россиян, так что его результаты вполне отражают доминирующие настроения и оценки деятельности тех, кто по идее должен двигать вперед нашу экономику. К тому же Левада-Центр проводит подобные общественные замеры ежегодно, поэтому отношение соотечественников к бизнесу можно посмотреть в динамике. Первый вывод, который можно сделать по результатам опроса: крупный бизнес у нас по-прежнему не в чести. Доля россиян, считающих, что его деятельность идет определенно или скорее на пользу страны, уменьшается год от года: в 2003 году таковых было 45%, в прошлом году — 41%, сегодня — только 39%. Тем временем мнение о вредоносности тех, кого в России принято называть олигархами, становится все более доминирующим: в позапрошлом году — 38%, в прошлом — 44%, сейчас — практически каждый второй опрошенный (49%). Любопытно, что из года в год становится все меньше наших сограждан, у которых на этот счет есть затруднения с ответом: за последние три года 17, 15 и 12% соответственно. А вот к многострадальному малому и среднему бизнесу отношение в России сохраняется устойчиво сочувственным и одобрительным. Почти две трети опрошенных (62%) полагают, что он приносит стране пользу, и лишь 24% считают его вредным. Социологи объясняют это тем, что с такими предпринимателями и их работой люди соприкасаются в своей повседневной жизни гораздо чаще, чем с олигархами. Да и богатство владельцев малого и среднего бизнеса, если оно и есть, не так бросается в глаза сограждан, как суперприобретения «акул».Не меньший интерес представляют результаты исследования, касающиеся той гаммы чувств, которые россияне испытывают по отношению к чужому богатству. Социологи напомнили респондентам, что недавно были опубликованы списки самых состоятельных людей мира, в которые попали несколько отечественных бизнесменов, и попросили сограждан определить, как они относятся к появлению в России сверхбогатых людей. Примечательно, что за два года доля тех, в кого сей факт вселяет гордость и удовлетворение, практически не изменилась: было 8, стало 9%. Чувство раздражения так же стабильно (21 и 20% соответственно), а вот возмущения и ненависти стало меньше (25% против 30 в позапрошлом году). Зато растет процент соотечественников, которые активный рост чужого богатства воспринимают «спокойно, без особых чувств» — таких сейчас 43%, а два года назад было 37%.Исследователи отмечают, что позитивное отношение к развитию крупного бизнеса и к его владельцам, обладающим самыми тугими в стране кошельками, характерно в первую очередь для россиян моложе 39 лет, жителей крупных городов и, разумеется, тех, кто относит себя к середине или верхнему слою среднего класса.