Речь идет о создании подводных комплексов с полным производственным циклом, управлять которыми будут морские роботы.
Россия начала разработку новейшего проекта по освоению месторождений Арктики. Речь идет о создании подводных комплексов с полным производственным циклом, управлять которыми будут морские роботы. Об этом сообщил вице-
«Основные направления этого прорыва уже определены… Это целые подводные „города“ со своим транспортом, энергоснабжением, линиями связи. Основными элементами этих комплексов станут подводные суда разведки и суда-носители, средства бурения, добычи и подготовки продукции, энергообеспечения, эксплуатации и ремонта, комплексной безопасности», — пишет Рогозин в авторской статье, опубликованной в «Российской газете».
По его словам, промышленное освоение арктического шельфа, по оценкам специалистов, может обеспечить прирост потенциального запаса углеводородного сырья до 9−10 млрд тонн условного топлива. Согласно оценкам экспертов, континентальный шельф Арктики содержит до 30% всех шельфовых запасов углеводородов в мире.
По мнению Рогозина, освоение Арктики — не только жизненно важный приоритет для нашего государства, но и серьезный технологический вызов. Разработку нового проекта с июня 2013 года ведут Фонд перспективных исследований, Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», ОАО «Газпром», ОАО НК «Роснефть» и Дальневосточное отделение РАН.
Как считает вице-премьер, роботизация морских промыслов — «не наша прихоть, это общемировой тренд». Вспоминая крупнейшую экологическую катастрофу последних лет — разлив нефти в Мексиканском заливе, Рогозин отмечает, что она произошла «как раз по причине человеческого недосмотра и халатности», хотя автоматика предупреждала о беде.
«Подводные промыслы должны быть оборудованы самыми современными системами мониторинга. В арктический проект закладывается возможность передачи в центры управления в режиме реального времени всех необходимых телеметрических данных, включающих такие параметры, как температура и давление в скважинах, информацию о сейсмической активности и экологической обстановке в районах добычи. Все это позволит оперативно предупреждать аварии и, если понадобится, локализовать источники загрязнений», — пишет вице-премьер.
При этом, как отмечает автор, в области создания морских роботов Россия стоит еще в самом начале пути. Внушительные разработки в этом направлении ведет Институт проблем морских технологий Дальневосточного отделения РАН.
В заключение Рогозин подчеркивает, что Арктический проект может стать катализатором модернизации нефтегазовой и космической отрасли, где также могут понадобиться роботизированные средства бурения и разведки. Кроме того, в проекте будут серьезно задействованы мощности оборонно-промышленного комплекса. «Если мыслить шире, то арктический проект может стать для нас воротами в гидрокосмос — понятие, которое постепенно теряет свой сакральный, метафизический смысл и приобретает очертания сферы вполне осязаемых геополитических интересов, а возможно, и среды обитания будущих цивилизаций», — пишет автор.