А вот продажи алкоголя, в отличие от России - не падают.
_Падение продаж крепкого алкоголя и пива и рост потребления продуктов категории «фреш», био-продуктов, а также кулинарии и собственного производства — таковы основные тренды регионального ритейла. Об этом было объявлено на состоявшемся в конце мая общем собрании Союза независимых сетей России, который объединяет ритейлеров из 50 регионов страны, были названы основные тренды ритейла в субъектах РФ. Поскольку ни один из тюменских ритейлеров не является членом Союза, мы обратились к крупным федеральным и региональным игрокам, присутствующим на рынке региона, за комментарием — насколько эти тенденции характерны для Тюменской области._
Пить стали меньше
По данным Союза независимых сетей России, падение продаж крепкого алкоголя в региональной сетевой торговле в 2013 году составило не менее 10% (до 15% по отдельным регионам). В секторе пива отмечался спад 8−10%. Сектор вина остался относительно стабильным и даже показал небольшой рост. Одна из причин — рост акцизов на алкогольную продукцию и пиво, плюс продолжающийся рост нелегального сегмента рынка — согласно исследованию розничного рынка алкоголя в десяти крупнейших городах, доля нелегальной торговли доходит в некоторых регионах до 22,4%.
Статистика подтверждает данные от владельцев торговых сетей. По информации Госкомстата, продажи водки и ликероводочных изделий в прошлом году в России упали до 140,9 млн декалитров. Для сравнения, в 2012 на территории нашей страны продано 153 млн декалитров. Пиво в 2013 году розничная торговля реализовала в объеме 1005,6 млн декалитров, против 1017,5 млн декалитров годом ранее. Снизились и продажи на душу населения, если измерять их в абсолютном алкоголе — до девяти литров на человека в 2013 году, тогда как в 2012 каждый россиянин «выпивал» чистого спирта на 200 граммов больше.
Вопреки общероссийской тенденции, что касается продаж алкоголя в Тюменской области, то спада здесь не замечено. По данным Тюменьстата, в 2013 году в регионе (включая автономные округа) было реализовано алкоголя и пива на 69,5 млрд рублей. В 2012 сумма равнялась 62 млрд, что на 12,1% меньше. Физический объем реализованной продукции за год вырос на 0,8%.
«Никаких резких изменений нет, наблюдается изменение предпочтений, потребители отдают предпочтение премиальному алкоголю, в частности „коричневым спиртам“, хорошему вину и импортному пиву», — рассказал «Вслух.ру» руководитель службы по внешним коммуникациям Группы компаний «О'КЕЙ» Артем Глущенко.
В магазинах «Мегамарт» ситуация несколько иная, но и она отличается от общероссийской тенденции. «Что касается крепкого алкоголя, подобная тенденция действительно характерна для компактных гипермаркетов „Мегамарт“ в Тюмени. По данным за первый квартал 2014 года продажи крепких алкогольных напитков в денежном эквиваленте сократились на 14,5%. Продажи пива же, наоборот, выросли на 6%», — комментирует Александр Комиссаров, директор дивизиона «Мегамарт».
…а покупать свежие продукты — чаще
Впрочем, можно предположить, что отказ от алкоголя происходит с свете наметившейся в последние годы в России тенденции к здоровому питанию. Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что, по данным независимых сетей, в регионах растут продажи свежей продукции — молочки, хлебобулочных изделий, овощей и фруктов, охлажденного мяса и рыбы. На подъеме и сегмент товаров с приставкой «био». По мнению ритейлеров, категория «фреш» сохранит наиболее высокую динамику роста в сетевой розничной торговле регионов, особенно в городах с населением от 100 тыс. человек. Отмечается, что на развитие категории в регионах влияет и присутствие на рынке местных производителей, чья продукция с короткими сроками хранения неизменно пользуется лояльным спросом среди населения.
В общем, этот тренд наш регион поддержал. «Продажи категории стабильно растут год от года, товарооборот свежих овощей и фруктов за первые три месяца 2014 года на 19,5% больше, чем в прошлом году, товарооборот молочной продукции и охлажденного мяса больше, чем в 2013 году, на 15%», — сообщает Александр Комиссаров. «Мы наблюдаем рост потребления продуктов категории «фреш» и «ультра-фреш», — вторит ему Артем Глущенко.
Ту же тенденцию отмечают и представители местного игрока на рынке цивилизованной розницы — Торговой компании холдинга «Партнер», развивающей в Тюменской области, ХМАО и ЯНАО международный бренд SPAR, и владеющей такими сетями, как «Мосмарт» и «Пчелка». Широкий выбор свежих продуктов в компании считают главным преимуществом SPAR. «Доля „фреша“ в товарообороте торговой компании составляет на начало июня 54%, год назад этот показатель равнялся 49%», — рассказывает менеджер по маркетинговым коммуникациям Оксана Гатауллина. Особенно высокие показатели роста спроса на fresh наблюдаются, по ее словам, в автономных северных округах.
Сообщается, что в связи с необходимостью расширения доли категории «фреш» в ассортименте своих магазинов, в 2013 году компания открыла распределительный центр овощей и фруктов площадью 1000 кв.м., по этой же причине компания отдает предпочтение местным производителям. «В целом в торговой компании холдинга „Партнер“ уверены, что спрос на свежую продукцию высокого качества будет и дальше расти», — заявила Оксана Гатауллина.
Кстати, ключевая роль местных товаропроизводителей, отмеченная и Союзом независимых сетей России, и представителями Торговой компании холдинга «Партнер», действительно имеет место. Рассказывая о развитии программы «Покупаем тюменское», директор департамента потребительского рынка администрации Тюмени Елена Еремина заметила, что в 2013 году доля местных товаров на полках магазинов составила рекордные 38% от всего продовольственного рынка. Излишним будет напоминать о том, что большинство тюменских товаров имеет короткие сроки хранения и полностью соответствует категории «фреш».