В Москве состоялось заседание президиума Российской академии наук, на котором обсуждались вопросы, касающиеся реализации проекта «Урал промышленный — Урал Полярный».На заседании выступили полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Петр Латышев, президент РАН Юрий Осипов, директор государственного научно-исследовательского учреждения «Совет по изучению производительных сил» Минэкономразвития Р Ф и РАН, академик Александр Гранберг, академик Евгений Велихов, члены президиума РАН, другие участники заседания. В обсужденном и принятом на заседании постановлении были одобрены направления исследований по проекту «Урал промышленный — Урал Полярный» и предложение продолжить работу по реализации данного мегапроекта, сообщает пресс-служба полпредства. Петр Латышев отметил, что полтора года назад на заседании президиума РАН уже были представлены основные штрихи плана освоения территории Полярного и Приполярного Урала и возрождения на этой основе Урала индустриального, перспективы развития Уральского федерального округа; были обозначены проблемы, которые сдерживали это развитие. Экономика федерального округа, напомнил полпред, базируются на промышленности. В ее структуре доля топливной отрасли составляет 52%, металлургии — 24%, машиностроения и металлообработки — 9%. От самочувствия этих «трех китов» во многом зависит общее состояние не только уральской, но всей российской экономики. Эти отрасли производят 92% российского газа, 67% нефти, 45% продукции черной и 42% цветной металлургии, 34% продукции отечественного машиностроения, включая продукцию оборонного значения. Анализ развития этих производств показывает, что положение в топливном комплексе и металлургии относительно благополучное. Так, нефтегазовый комплекс по итогам 2006 г. уже на 5% превысил дореформенный уровень добычи углеводородов. Аналогичная ситуация по большинству видов продукции черной и цветной металлургии, где объемы производства уже выше, чем в советский период, а по отдельным из них уровень 1991 года превышен в 2−3 раза. Многим предприятиям ТЭК и металлургии удалось привлечь значительные инвестиционные ресурсы, обеспечить устойчивый рост и за счет этого приступить к реализации крупномасштабных проектов модернизации, а уже на обновленной технологической базе освоить выпуск конкурентоспособной продукции, завоевать новые рынки сбыта, в том числе и зарубежные. В то же время физические объемы производства в сфере машиностроения далеки от уровня советского периода. До 1990 г. индустрия Урала была базой воспроизводства основных фондов в добывающих и металлургических отраслях. Только на нужды топливно-энергетического комплекса Западной Сибири были ориентированы более 50 крупных машиностроительных предприятий. Но на протяжении более чем 15-ти лет происходит выбытие машиностроительных предприятий Урала из кооперации с ТЭК и металлургией. Есть, безусловно, эффективно работающие, развивающиеся предприятия — ЧТЗ-УралТрак, Уральский автомобильный завод и другие, но это лишь исключения подтверждающие правило, заметил Латышев. Причины потери конкурентоспособности местных предприятий машиностроения общие: невозможность модернизации производств вследствие расходов на дорогое сырье, значительных накладных расходов, дорогой электроэнергии. Такое положение дел наступило в результате истощения местной сырьевой базы, вынудившего производителей металлов и часть электроэнергетиков переориентироваться на зарубежные поставки по мировым ценам; неразвитости транспортной инфраструктуры, не позволяющей сделать доступным местное сырье;
неразвитости энергетической инфраструктуры, ведущей к продолжению роста цен на электроэнергию и угрозе энергодефицита. Подробно остановившись на каждой из названных проблем, в завершение выступления Петр Латышев подчеркнул, что благодаря союзу государства, науки и бизнеса новой России оказалось под силу начать реализацию идеи, которая считалась актуальной более ста лет, и выразил уверенность, что совместными усилиями эта идея, безусловно, будет воплощена в жизнь.
Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в
Telegram и самое полезное в
Vk.