"Вслух.ру" опросил тюменских предпринимателей как они пережили сложный 2015 год.
_В конце 2014 года никто не обещал предпринимателям легкой жизни в следующем году. Рост курса основных валют, санкции и антисанкции, снижение реальных доходов населения — все эти факторы должны были значительно усложнить ведение бизнес, в первую очередь малого и среднего. Перед 2016 годом «Вслух.ру» узнал у тюменских предпринимателей из различных сфер, как они пережили сложный год и какие планы строят на будущее._
Наталья Гребенюк, директор клининговой компании Clean With Love:
— С одной стороны, на рынке наметился спад, и часть наших клиентов ушли от постоянного обслуживания, мотивируя это тем, что им приходится экономить на необязательных расходах. Но стоит отметить, что для них клининг изначально не был доступной услугой. Платежеспособные же клиенты никуда не делись.
В то же время, сама отрасль получила сильное развитие. Когда я открывала свою компанию 2,5 года назад, то слышала много сомнений на счет того, что клининг в Тюмени будет пользоваться спросом. Но прошло время, до нас дошел тренд из столицы, поменялось восприятие, все больше людей узнают о клининге и готовы за него платить. Нельзя не отметить и тот факт, что некоторые крупные компании в период кризиса отказываются от штатного персонала и отдают услугу по уборке помещений на аутсорсинг. Мы ведем переговоры с несколькими предприятиями, стараемся найти различные схемы сотрудничества, которые были бы им выгодны.
Несмотря на рост цен на расходные материалы, бытовую химию производства Германии и Швейцарии, мы не поднимали в этом году цены на услуги. Не отказывались и от импортных расходников, чтобы не потерять в качестве. Просто стали пользоваться химией профессионально, не «на глазок» — рассчитали необходимые дозировки, установили четкий контроль за расходом. Теперь на каждой бутылке с бытовой химией у нас установлен дозатор. В сухом остатке получилось, что мы даже экономим на химии, несмотря на то, что она подорожала. К тому же активно начали развиваться наши российские производители. Сегодня я тестирую продукцию нескольких российских поставщиков. И надо сказать, что по цене она в три раза дешевле импортной. Вероятно часть позиций мы заменим на отечественные.
Кроме того, пришлось проанализировать и жестко оптимизировать маркетинговые расходы. Я ушла от практики, когда могла отдать большую сумму за рекламу в каком-нибудь журнале. Сегодня необходим поиск новых путей — партнерских, даже бесплатных. Если мне предлагают какой-то маркетинговый инструмент, я соглашаюсь, месяц его тестирую и если вижу реальную отдачу — покупаю. Считаю, что если не зарабатываю я, то не должно зарабатывать и рекламное агентство. И они это принимают, идут навстречу.
В целом, кризис заставил предпринимателей работать так, как они должны работать всегда. Когда бизнес растет сам собой — особо не напрягаешься. А в непростые времена начинаешь действовать более продуманно, системно и правильно. По итогам года наша компания показала приличный рост. В планах на 2016-й — развитие своего бизнеса по франшизе. Первый покупатель у меня уже имеется — скоро Clean With Love откроется в Уфе.
Сергей Рыбцов, руководитель компании «ЛИСТ» (ИТ-аутсорсинг):
— Поскольку я работаю в сегменте b2b, то очень хорошо вижу, что происходит в предпринимательской среде. Несколько наших клиентов в 2015 году значительно сократили объемы заказов, а некоторые попросту закрылись. И их количество больше, чем в обычные годы. С другой стороны, остальные живут хорошо и даже еще лучше, чем прежде. Кризис, как обычно, убирает с рынка неэффективных игроков, чей бизнес рано или поздно бы все равно умер. Да, возможно не завтра, а через пять лет — кризис лишь сократил этот срок.
В преддверие 2015 года у меня были ожидания, что у многих предприятий начнутся сокращения системных администраторов, и мы как аутсорсинговая компания займем эту нишу. Но ожидания эти не оправдались, хотя такое развитие событий не исключено в будущем. Так что в этом году мы росли в основном за счет других аутсорсеров — они уходили с рынка, а мы приходили на их место.
Знаете, на чем кризис отразился благоприятно? На рынке труда. На нем появилось большое количество замечательных кадров, а их зарплатные ожидания значительно изменились в лучшую для работодателя сторону. Уменьшилась ли конкуренция за счет ухода с рынка слабых игроков? Нет, осталась такой же. Другое дело, что некоторые конкуренты начали применять интересные ходы, но мы пристально следим за рынком и не отстаем.
Кризис, безусловно, способствует оптимизации бизнес-процессов. Скажем, в нашей компании полностью изменена система мотивации. Сокращен премиальный фонд, и, несмотря на непростые времена, повышены планы продаж. Кроме того, мы полностью уходим в активные продажи. Если раньше работали и жили за счет маркетинга и обработки входящего потока, то сегодня активно внедряем холодные звонки и другие агрессивные действия в рамках классических продаж.
Владимир Паденко, директор студии дизайна и полиграфических услуг «G point»:
— 2015 год был наиболее правильным для предпринимателя. Потому что кризис стал своеобразным ударом хлыста, который заставил всех собраться и действительно начать заниматься бизнесом. По крайней мере моя компания весь этот год занималась тем, что переводила неликвидные направления в ликвидные. Мы старались монетизировать наши сервисные услуги и сократить лишние издержки. Произошло структурирование бизнеса, было прописано огромное количество бизнес-процессов.
Кризис, по моему мнению, больше сказывается на конечном потребителе. А для бизнеса — это отличная мотивация для роста и развития. Уровень жизни понизился, потребитель начинает тратить деньги с умом. И наша задача как предпринимателей предложить наиболее вкусный пакет услуг или товаров. Кризис заставляет предпринимателя создавать более качественный продукт.
Действительно, люди, которые попали в бизнес случайно, сегодня закрываются или уже закрылись. Ведь собственное дело — это большая ответственность, которую не все готовы на себя взять. Но если предприятие в кризис выстаивает, не разрушается, то оно выходит из кризиса максимально крепким. И если мировая экономика выровняется и у всех появится много денег, компании, которые пережили кризис, будут зарабатывать больше.
Это был очень тяжелый год. Но если посмотреть на результат — это был максимально хороший год. Мы добились поставленных показателей, в том числе и на перспективу. Как показывает практика, кризис — дело долгоиграющее. И я отношусь к этому нормально. Ведь это не эксклюзивная проблема нашей страны, города, моей фирмы. Это событие, которое проходит на глобальном уровне. Уверен, мобильность, свойственная хорошим предпринимателям, не позволит им потерять бизнес и стать бедными.