Компания "СпецАрктикМаш" объявила о создании не имеющей аналогов технологии для строительства временных зимних автомобильных дорог в условиях вечной мерзлоты Крайнего Севера. Установка под названием "Полярный слон" должна решить серьезную проблему ускоренного строительства транспортной инфраструктуры в тяжелых природно-климатических условиях полуострова Ямал
Компания «СпецАрктикМаш» объявила о создании не имеющей аналогов технологии для строительства временных зимних автомобильных дорог в условиях вечной мерзлоты Крайнего Севера под названием «Полярный слон». Дорожно-строительный комплекс основывается на уникальном изобретении российского конструктора Дмитрия Устюгова. Эта установка должна решить серьезную проблему ускоренного строительства транспортной инфраструктуры в тяжелых природно-климатических условиях полуострова Ямал. Как сообщает ИА «Север-Пресс», изобретение не имеет аналогов ни в России, ни в США и Канаде, где существуют схожие проблемы строительства. Установка «Полярный Слон» получила все необходимые сертификаты соответствия и экспертные заключения, а также экологический сертификат соответствия требованиям, предъявленным к технике в условиях Крайнего Севера, выданный Министерством природных ресурсов РФ."Полярный Слон" в состоянии строить «зимники» и дороги из снега со скоростью 1,5 км/час — 25 км дороги в сутки. Ширина рабочего полотна дороги — 4,5 метра; при работе 2-х установок в паре (в тандеме) они оставляют за собой рабочее полотно дороги шириной 9−10 метров, достаточное для организации встречного двухполосного движения. Для сравнения, скорость строительства однополосного зимника традиционными методами составляет 2−3 км в сутки. В декабре 2005 года была сдана в эксплуатацию первая трасса, заказанная ООО «Надымгазпром», от поселка Бованенково до поселка Харасавэй — 120 км зимника 2-й категории. В настоящее время по ней открыто движение тяжёлого грузового транспорта. Уникальность ситуации заключается также в том, что создана принципиально новая тяжёлая дорожно-строительная техника, полностью состоящая из узлов, агрегатов и компонентов российского производства. Ее широкое применение на российском Крайнем Севере полностью обеспечит работой Ишимбайский завод транспортного машиностроения — одного из градообразующих предприятий Республики Башкортостан, производящий стратегическую продукцию оборонного назначения. Новое детище российских машинопроизводителей имеет еще ряд преимуществ. Так, например, установка не нарушает растительный покров тундры, следовательно, не наносит ущерб экологии Крайнего Севера. К тому же качество полотна, произведенного «Слоном», позволяет продолжать грузовое движение по основной трассе Бованенково-Харасавэй до начала июня 2006 года (традиционные зимники в этих краях становятся непроходимыми к концу апреля). Таким образом, сезон грузоперевозок увеличивается. Кроме того, впервые в истории Ямала приёмочная комиссия в составе представителей Ростехнадзора и ГИБДД зафиксировала среднюю скорость движения по новой трассе 36,5 км/час. Для сравнения: норматив для зимников 2-й категории — 5км/час; реальная скорость движения при хороших погодных условиях — 10−12 км/час.