Впервые за последние полгода зафиксирован практически нулевой рост индекса деловой активности (ИДА), рассчитываемого в рамках совместного проекта Ассоциации менеджеров и ИД «Коммерсантъ». «Похоже, что предвыборная агитация властей сделала свое дело: предприниматели потеряли веру в светлое будущее страны, сочтя, что приход к власти партии чиновников не компенсируется благоприятной рыночной конъюнктурой», — заключают авторы исследования. Напомним, ИДА иллюстрирует динамику изменения основных индикаторов экономики (промышленного производства, уровня инвестиций, состояния фондового рынка и др.) и предпринимательских ожиданий по поводу изменения этих показателей.
В январе ИДА составил 147,85 пункта, что почти равно значению предыдущего месяца (147,77). При этом российские макроэкономические данные не приносят неприятных сюрпризов — министерства рапортуют президенту о соответствии текущих показателей плановым. Инфляцию удалось удержать на уровне 12%, на следующий год президент дал установку достичь уровня 10%. На сырьевом рынке также ситуация благоприятная: цены на нефть держатся в районе $ 30 за баррель, обеспечивая российскую экономику нескончаемым притоком валюты.
«Что же тогда послужило причиной фактически прекращения роста ИДА, — задаются вопросом создатели проекта. — Осмелимся предположить, что причины кроются в области политики. Российские менеджеры начали осознавать, что ставшая практически безраздельной власть чиновников таит в себе опасность для цивилизованного экономического развития страны. Бизнес застыл в тревожном ожидании развития событий. Как видно из показаний субиндексов деловой активности, наибольшие опасения вызывает финансовая сфера, а также общие оценки и ожидания перспектив развития экономической ситуации в стране».
Индекс ресурсной базы практически перестал расти: он прибавил всего лишь 0,1 пункта. Объективных причин для этого не наблюдается — мировые цены на нефть находятся на весьма благоприятном уровне, растут объемы добычи нефти и газа и их поставки за рубеж. По мнению экспертов, «расти данный субиндекс перестал потому, что бизнес-сообщество осознало: идея как можно более полного изъятия доходов у нефтегазовых компаний в пользу государства не просто предвыборный лозунг. Ситуация с ЮКОСом продолжает оставаться напряженной, а ЛУКОЙЛ уже заявил о том, что прекращает использовать схемы оптимизации налогообложения, даже если они находятся в рамках закона. Это больше напоминает отступные государству и лишний раз подтверждает, что до цивилизованных методов ведения бизнеса в России еще очень далеко».
Промышленный индекс подрос еле-еле: с 141,4 пункта в предыдущем месяце до 141,6 в текущем. В случае с промышленностью основным фактором снижения оптимизма стала не политика, а экономика. Главная угроза для промышленности — укрепление рубля по отношению к валютам основных торговых партнеров. Укрепление рубля подрывает конкурентные позиции российских экспортеров промышленной продукции, лишая их основного преимущества — ценового. Ослабляет позиции российской промышленности и огромная инвестиционная потребность, необходимость модернизировать оборудование. Производители товаров оказываются в сложном положении: импортные товары становятся все более выгодными.
Это подтверждается тем, что потребительский индекс продолжает расти: теперь его значение составило 264,0 (+0,3%). Растет потребление не только за счет нефтяных доходов, которые растворяются в экономике, но и за счет низких процентных ставок и расширения кредитования. «Люди все охотнее прибегают к заимствованиям с целью потребления. Безусловно, это хорошая тенденция — ведь во всех промышленно развитых странах принято жить в кредит. Однако эти страны в гораздо меньшей степени зависят от конъюнктуры нефтегазового рынка. Ухудшение этой конъюнктуры неизбежно приведет к росту процента невозвращенных кредитов, что поставит под угрозу финансовую систему России», — полагают авторы исследования.
Вероятно, именно опасения такого рода привели к тому, что снизился финансовый индекс. Он потерял сразу девять пунктов, и его значение составило 196,7. Среди всех субиндексов данный показатель на протяжении года демонстрировал самую слабую динамику, хотя на протяжении прошедшего года банковская система России развивалась достаточно динамично. Причиной неуверенности бизнес-сообщества в перспективах российской финансовой системы, вероятнее всего, является значительный рост в структуре активов банков доли облигаций корпоративных и муниципальных эмитентов. Пока кредитная история эмитентов небогата.
«В этих условиях оценка рискованности вложений затрудняется, и, скорее всего, в негативные ожидания респондентов заложены вероятные дефолты эмитентов облигационных займов. Если этот процесс станет массовым в условиях падения мировых цен на нефть, то это может привести к системному кризису банковского сектора, — прогнозируют авторы проекта. — Другой миной замедленного действия может стать и рост потребительского кредитования. Банки все более мягко оценивают кредитное качество заемщиков».
Еще большую тревогу вызывает падение индекса предпринимательских ожиданий. Традиционно данный индекс устойчиво растет. Исключение составило лишь июльское падение, связанное с арестом одного из руководителей ЮКОСа Платона Лебедева. Потом уголовные дела и аресты стали «привычным делом», и на это перестали обращать внимание. Почему же индекс снизился только теперь?
«Сейчас как раз закончился период зимних отпусков, и предприниматели начали оценивать обстановку в стране более взвешенно. Они учли, что прошли парламентские выборы и, если разобраться, интересы российского бизнеса в Думе представлять теперь некому. Безраздельная власть чиновничьего аппарата делает бизнес крайне уязвимым. Вероятно, именно данные соображения и оказали влияние на динамику индекса предпринимательских ожиданий. И это заставляет серьезно задуматься о перспективах российской экономики», — подытоживают аналитики Ассоциации менеджеров и ИД «Коммерсантъ».