Наличка, сотрудники-ИП, дробление бизнеса и другие «приманки» для налоговых инспекторов.
_Традиционная головная боль любого бизнесмена — налоги. Пытаясь снизить нагрузку, предприниматели решаются на необдуманные поступки, дробят бизнес и изобретают другие рискованные схемы деятельности. Как работать, избегая подводных камней и развивая бизнес, обсудили на бухгалтерской конференции «Актуальные вопросы налоговой практики» в Тюмени члены «Клуба клиентов» Альфа-Банка._
С налоговой шутки плохи
=======================
Любые игры с налоговой не доводят до добра, эту мысль постарался донести до участников конференции налоговый консультант, генеральный директор консалтинговой компании «Счетный Департамент» Дмитрий Суздалов. ФНС обладает широчайшими возможностями, чтобы вывести бизнес на чистую воду, а последствия и риски для предприятия — катастрофические.
Спровоцировать налоговую довольно просто, основные факторы риска можно систематизировать. Главный риск — недобросовестные подрядчики, с которыми многие предприятия сталкивались на практике. «Никаких номинальных контрагентов!», — призвал спикер.
Опасная затея — дробление бизнеса. Такую игру ФНС легко разоблачит, уверен Дмитрий Суздалов.
«В 90% случаев в малом бизнесе встречается ситуация, когда существует некое ООО на общем режиме налогообложения. Тут же создано ИП на упрощенном режиме. Что может сделать налоговый инспектор? Он просто пересчитает „упрощенца“ по общему режиму и доначислит НДС», — объяснил эксперт.
Главный признак дробления бизнеса — отсутствие самостоятельности у взаимозависимых лиц. Как правило, у главного предприятия есть офис, оборудование, но объемы бизнеса уже не позволяют вести дела по «упрощенке».
Вторая по эффективности «приманка» для налогового инспектора — сотрудники, оформленные как индивидуальные предприниматели. «Это не значит, что нельзя вообще иметь подрядчиков ИП, это лишь значит, что ваши отношения переквалифицируют в трудовые и доначислят страховые взносы. Ну и НДФЛ вместо упрощенки для этого сотрудника», — отметил спикер.
В мире электронных сервисов и информатизации нужно как можно реже пользоваться большими количеством наличных денег, уверен Дмитрий Суздалов. Наличка привлекает налоговых инспекторов: «Если вы отражаете в чеках-„закрывашках“, что каждую неделю покупаете для своего ресторана помидоры на рынке на сумму в 50 тыс. рублей, знайте, что это выглядит очень дешево. Все это видно невооруженным глазом, а разоблачить вас легко — налоговая вправе привлекать органы внутренних дел проведения допросов. Когда свидетель (продавец помидоров) увидит полицейского, он скажет всю правду».
Гендиректор «Счетного Департамента» посоветовал бухгалтерам и владельцам бизнеса хорошо проанализировать, какая именно информация об их бизнесе размещена в интернете. Он рассказал о том, как одно предприятие, занимавшееся сдачей квартир в аренды, чуть не влипло на несколько миллионов, когда разместило рекламу сотни объектов в сети, официально отчитываясь за четыре.
Бухгалтерский бизнес по стандартам «1С»
=======================================
Что произойдет, если бухгалтерская фирма начнет работать по внутренним стандартам и бизнес-модели такого гиганта, как «1С»? Об эффективности такой концессии рассказал менеджер по развитию партнерской сети «1С:БухОбслуживание» Дмитрий Орелкин.
«Когда мы говорим об „1С“, все сразу же представляют себе бухгалтерскую программу для ведения учета и сдачи отчетности в налоговую. Однако компания развивает такое направление как „1С:БухОбслуживание“, — пояснил он. — Уже на протяжении 3 лет „1С“ предлагает облачный сервис ведения бухгалтерского учета, который предоставляется компаниям атусорсерам. На сегодняшний день в сети уже более 400 партнеров в 120 городах России, которые генерируют 12 тыс. клиентов».
> «Самое ценное и важное — готовые сервисы и технологии для работы. Это бизнес-модель, бизнес-процессы, которых частным предпринимателям порой не хватает», — уверен он.
В стандартах прописано, как выстроить в компании работу бухгалтеров, руководителей, менеджеров по продажам и менеджеров по работе с клиентами, а также рассчитать стоимость их услуг. Бонусом предприятию, которое решит встать под знамя «1С», даются готовый маркетинговый план и система обучения сотрудников.
Преимущества для предприятий, которые решат отдать на аутсорсинг свою бухгалтерию одному из партнеров «1С:БО» тоже весомые, добавил спикер. «Основное — бесплатное ведение электронного архива и финансовая ответственность. Если бухгалтер компании аутсорсера несвоевременно сдал отчетность или неправильно произвел расчет налогов, то этот вопрос непосредственно касается директора компании-аутсорсера. Я лично несу финансовую ответственность. Штраф, который придет вам по моей вине, выплачиваю я», — заявил Орелкин.
Интернет-кассы — решение есть
=============================
Любые транзакции, осуществленные в интернете, должны быть зарегистрированы в налоговой. Такое требование предъявляет ко всем без исключения предприятиям ФЗ №54, который полностью вступит в силу с июля 2018 года. Пока же бизнесмены успели столкнуться с первым этапом реализации закона — с июля 2017 вся контрольно-кассовая техника передает информацию в ведомство через интернет.
Онлайн-магазины, раньше свободно торговавшие продукцией прямо на сайте, теперь экстренно закрывают возможность оплаты. Причина — штрафы и приостановка деятельности на несколько месяцев.
Руководитель агентства Demteam Дмитрий Вологин рассказал участникам клуба о самом простом способе организации магазина в интернете в соответствии со всеми требованиями закона.
Согласно закону бизнес должен работать по следующей схеме. У предпринимателя остается оборудование, которое пробивает чек, но в нем уже должны быть установлены фискальный накопитель, регистратор и специальное ПО. Информация передается на сервера оператора фискальных данных (ОФД), затем — в налоговую. ФНС регистрирует чек, возвращает его на сервер ОФД, а он — в контрольно-кассовую технику.
«В чем проблема: операторов фискальных данных пока всего четыре, — пояснил Дмитрий Вологин. — Естественно, они пережили бум. С 10 июля в разных регионах начали выписывать штрафы и буквально сразу же люди побежали исполнять закон. Сейчас ажиотаж стих, но к следующему этапу внедрения закона лучше подготовиться заранее».
За первое нарушение закона минимальный штраф составляет 30 тыс. рублей. Второе нарушение — приостановка деятельности на три месяца. Для микробизнеса с оборотом в 1,5-3 млн рублей в месяц такие последствия могут оказаться плачевными.
Тем, кто планирует проводить транзакции через интернет, нужно обратить внимание на систему управления сайтом «1С-Битрикс». Пока что только она полностью поддерживает требования ФЗ №54.
«Если у кого-то есть сайты на Wordpress или еще каких-нибудь самописных движках, знайте — это плохо. Потому что написать специальное ПО, которое связывалось бы с ОФД, налоговой, практически нереально», — заверил спикер.
Банк требует документы — что делать?
====================================
Согласно федеральному закону №115 банки теперь в праве требовать от клиентов предоставления документов по тем или иным сомнительным операциям. Тем, кто предоставить документацию откажется, грозит блокировка. Добрые советы, как правильно пользоваться услугами финансовой организации, не вводя ее в заблуждение, дала начальник отдела по работе с ключевыми клиентами Альфа-Банка Инна Пыхалова.
«Первый совет очевиден — проверяйте своих партнеров. Существуют как бесплатные сервисы для проверки по ИНН, так и предложения вроде „Мое дело“ и „Контур. Фокус“, доступные в демо-версии в онлайн-банке Альфа-Банка. Эти сервисы проверяют, есть ли исполнительные листы на компанию, арбитражные дела, долги перед налоговой, как часто менялся руководитель, какая у компании выручка. Все берется из официальных источников, — пояснила Инна Пыхалова. — В ближайшее время в Альфа-Банке также будет отображаться репутационный риск по клиенту, занесен ли он в базу рисков и является ли для вас сомнительным партнером».
Второй совет — платите налоги. Минимум всегда оценивался примерно в 1% от входящего оборота по расчетному счету. При этом, учитываются любые отчисления, в том числе в пенсионный фонд. Если налогов меньше 1% - это сигнал для банка, чтобы запросить у вас документы.
Также Инна Пыхалова посоветовала предприятиям пользоваться услугами одного расчетного банка, в срок предоставлять документы, если такой запрос поступит от финансовой организации, не снимать со счета больше 80% оборотных средств и еще несколько не слишком очевидных идей, которые позволят улучшить взаимопонимание между банком и организацией.
Участники конференции обсуждали полученную информацию даже после того, как завершилось выступление последнего спикера. Вопросы оказались самыми волнующими для бухгалтеров и владельцев бизнеса. Генеральный директор «ВВКТ» Антон Пискулин признал, польза от участия в этом мероприятии была безусловной: «Меня задело за живое первое же выступление в программе. Я стараюсь посещать многие мероприятия и уверен, что их нужно проводить чаще, так как это полезно Всегда выносишь какую-то новую информацию. Здесь ты можешь получить более конкретные ответы на те вопросы, в которые уже успел погрузиться. Век живи — век учись».
Главный бухгалтер «Мастер Фуд» Елена Котова отметила, что ее предприятие только в августе присоединилось к «Клубу клиентов» Альфа-Банка и приглашение на такую конференцию оказалась приятной неожиданностью. «Я пришла сюда именно потому, что увидела актуальные темы в программе. Федеральный законы №54 и 115 — это именно то, что сейчас особенно волнует нас, — сказала она. — Я бы советовала всем участвовать в таких встречах. Да и на практике всегда делюсь с коллегами информацией об их проведении».
«Мы хотим, чтобы клиенты, которые работают с нами, были успешными, — поделился директор по массовому бизнесу Альфа-Банка в Тюмени Евгений Козлов. — Это действительно амбициозная задача. Мы провели опрос более 2000 клиентов по всей России и ценности, которые они нам назвали, легли в основу проекта „Клуб клиентов“. Мы предостерегаем клиентов от ошибок, стараемся прояснить вопросы, связанные с исполнением федерального законодательства, проводим вебинары, обучающие семинары, встречи. Мы готовы подарить им кусочек успеха через те инструменты, которые используют успешные компании».