Итоговое совещание машиностроительной отрасли, прошедшее накануне в стенах Тюменского моторного завода, имело очень необычную форму. Подведение прошлогодних итогов и планирование года нынешнего решили предварить экскурсией по заводу. Журналистов, представителей администрации и предприятий машиностроения разделили на несколько групп и, сопроводив гидами, отправили на полуторачасовую прогулку по цехам завода — для того, чтобы лучше понять рабочий процесс.
Надо сказать, эффект был достаточно действенным. Цифры, озвученные во второй половине совещания, «теоретической», воспринимались совсем по-другому.
За свою более чем сорокалетнюю историю крупнейшее в области машиностроительное предприятие пережило немало. Началась всё в далеком 1963 году — с организации производства компрессорных рабочих лопаток для ремонта двигателей АМ-5А, эксплуатировавшихся на самолетах ЯК-25 и других. Моторный завод изготавливал также подьемно-маршевые двигатели палубных самолетов ЯК-38, ЯК-38М, эксплуатировавшихся на авианосцах «Киев», «Новороссийск», «Минск», форсажные трубы и камеры сгорания для самолетов СУ-20, СУ-24, форсажные трубы для современных самолетов МИГ-29, ракетные двигатели для противовоздушных, противоракетных, противокорабельных комплексов и крылатых ракет. Двигатели РУ19А-300 для самолетов АН-24, АН-26, АН-30, вспомогательный двигатель ВД-100 для самолета ИЛ-114, завод выпускает и сейчас.
Начало девяностых годов стало для предприятия переломным: в 92-ом оно полностью прекратило выпуск оборонной продукции, а в апреле 94-ого предприятие было зарегистрировано как АООТ «Тюменские моторостроители».
Для преодоления кризиса производства было решено перестроить всю структуру предприятия, заинтересовать работников в скорейшем освоении новых видов продукции, дать возможность самостоятельно зарабатывать деньги. С этой целью в ноябре 1994 года на базе имеющихся производств было создано 25 предприятий, специализирующихся на конкретных видах деятельности. В аренду им передали и здание, и оборудование. Такое разделение, а также полученная самостоятельность дала мощный импульс развития всех предприятий. В этот период было освоено много видов новой продукции — более 100 наименований приспособлений для энергетиков, элеваторы различного типа и грузоподъемности, крюки, комплексы герметизирующего оборудования для нефтяников, различные ключи,
Главным же итогом последних 4−6 лет стало создание предприятия с иностранными инвестициями «Газтурбосервис» (куда входят ПО «Заря"-г.Николаев, Украина; ООО «Сургут-Газпром» — от имени ОАО «Газпром» и ОАО «Тюменские моторостроители») и получение заказчика в лице Газпрома на ремонт его газотурбинных двигателей ДР-59, ДЖ-59, ДГ-90, газоперекачивающих агрегатов ГПА-10, ГПА-16, установленных на газопроводах Газпрома.
Благодаря этому увеличились и общегородские показатели. По итогам социально-экономического развития Тюмени в минувшем году объемы производства нефтепромыслового, бурового оборудования выросли на 11%. В 1,3 раза увеличился объем производства нефтегазоперерабатывающего оборудования, в 1,2 раза — приборов, средств автоматизации и запчастей к ним, на 5% больше произведено аккумуляторов. В целом же с начала 2004 года рост машиностроения составил порядка 9%.