Рыночные отношения и банкротство — неразделимые понятия. Эту фразу произнес сегодня руководитель территориального органа Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству Петр Дорош на пресс-конференции, организованной информационными агентствами «Интерфакс-Урал» и «Тюменская линия».
«Мы должны к этому относиться спокойно. Каждый день регистрируются новые юридические лица, и ежедневно ликвидируются предприятия. Рынок последние 10 лет развивается очень бурно, а вместе с ним и институт банкротства», — подчеркнул Петр Дорош.
Первый закон о несостоятельности организаций датирован 1992 годом. Документ, по словам Дороша, имел существенный недостаток, он слишком защищал интересы должника. Потому по 1996 год «обанкрочены» единицы организаций.
В 1998 году появился новый закон о несостоятельности, где были прописаны новые принципы платежеспособности: у организации должно было быть столько оборотных средств, чтобы после уплаты текущих обязательств оставались деньги и на успешное ведение хозяйственной деятельности. Но и в этом документе содержался недостаток, теперь уже противоположный прошлому — закон слишком защищал кредитора. «Если сумма задолженности превышала 50 тысяч рублей, зарплата не выплачивалась в течение трех месяцев, можно было начинать процедуру банкротства», — заметил Дорош.
Недобросовестные кредиторы сразу воспользовались прорехой в законодательстве. 2000 год ознаменовался повальным банкротством российских предприятий с целью передела собственности, заказными процедурами признания о несостоятельности.
Пришлось начинать работу над новым документом. В конце прошлого года увидел свет новый закон о несостоятельности, 3 декабря 2003-го заканчивается переходный период.
По словам Петра Дороша, сейчас закон защищает интересы, как кредитора, так и должника, в частности, предусмотрено финансовое оздоровление предприятия. Государство получило право участвовать в процессе различных процедур. К тому же, появились саморегулируемые организации арбитражных управляющих, причем, со страхованием ответственности. Кстати, все жалобы рассматривают сами же управляющие.
Банкротство же — теперь последняя мера в борьбе с неплательщиком. Хотя все же руководитель ФСФО Татьяна Трефилова, призывает не опаздывать с началом этой процедуры.