1 октября в России вступили в силу обновленные правила ОСАГО. "Вслух о главном" попросил тюменских страховщиков прокомментировать особенности "новинок".
1 октября в России вступили в силу обновленные правила ОСАГО. Еженедельник «Вслух о главном» попросил тюменских страховщиков прокомментировать особенности «новинок» и рассказать об исполнении на практике некоторых неоднозначных пунктов подправленных норм автогражданки. Новые правила страхования автогражданской ответственности введены постановлением № 525 от 28 августа 2006 г. Под их действие попадают автомобилисты, оформившие договоры ОСАГО после 30 сентября. С остальными клиентами страховые компании пока продолжают работать по-старому. К откорректированным правилам тюменские страховщики, как выяснилось, относятся философски: некоторые нормы страховые компании и так выполняли, а некоторые по-прежнему невыполнимы из-за проволочек на федеральном уровне. Например, пунктом 20 новых Правил устанавливается, что вместе с заявлением о заключении договора ОСАГО автовладелец теперь должен представить страховщику справку от своей предыдущей страховой компании со сведениями о случавшихся ДТП и произведенных страховых выплатах. Между тем на деле «проверять историю страхователя — дело страховщика, — констатирует генеральный директор страховой компании „Нефтегаз-Страхование“ Сергей Лисин. — Клиент бегать не будет. Если в одной компании его отправят за справкой, он уйдет в другую, где сведения о страховой истории клиента получают сами». В отсутствие единой базы клиентов по автогражданке, у страховых компаний существует практика обмена информацией между собой и проверки страхователя по базе ГИБДД. Вопросом привлечения клиента была для страховых компаний и бесплатная выдача дубликатов утраченных страховых полисов и знаков гособразца. Однако если до 1 октября это все-таки было делом добровольным, сейчас дубликаты выдаются страховщиками «безвозмездно» в обязательном порядке. Абзацем 7 пункта 24 Правил урегулированы случаи досрочного прекращения действия договора ОСАГО. Особо оговариваются моменты, когда расторжение договора происходит по вине клиента. «Устанавливается, что в случае досрочного прекращения договора из-за ликвидации юридического лица-страхователя или в случае выявления ложных сведений, представленных страхователем и имеющих существенное значение для определения степени страхового риска, страховая премия по договору ОСАГО не возвращается», — цитирует Правила директор департамента автострахования ОАО «ГСК «Югория» Сергей Мезенин. В остальных случаях досрочного прекращения действия договора страховщик возвращает клиенту часть страховой премии за не истекший срок договора ОСАГО. Пунктом 42 Правил с 5 до 15 рабочих дней после ДТП увеличен срок, в течение которого страховщику направляется извещение о дорожно-транспортном происшествии. Однако теперь (пункт 44) потерпевший на момент подачи заявления о страховой выплате должен приложить к заявлению справку о ДТП, выданную органом милиции, отвечающим за безопасность дорожного движения, по форме, утверждаемой МВД по согласованию с Минфином. Пока, впрочем, можно забыть о справке. Ее форма не утверждена и у ГИБДД ее нет. Еще один любопытный пункт — 70-й, который гласит, что «неотъемлемыми частями акта о страховом случае являются заключение независимой экспертизы и (или) акт осмотра поврежденного имущества, на основании которых страховщик принял решение об осуществлении страховой выплаты либо об отказе в ее осуществлении «. «В настоящий момент «независимой экспертизы» (в формальном понимании), о которой говорится в законе, не существует, — говорит директор департамента урегулирования убытков ГСК «Югория» Олег Киселев. — То есть имеется Постановление правительства № 238 от 2003 г. «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств», ведомственные приказы Минтранса № 171, Минюста № 183 и порядок ведения госреестра техников-экспертов (приказ Минюста № 155). Однако пока Министерством юстиции не создан реестр, а Минтрансом не определен порядок сдачи квалификационного экзамена. Поэтому то, что сейчас принято традиционно называть «независимой экспертизой», по сути дела является составлением независимым оценщиком отчета о стоимости восстановительного ремонта транспортного средства. В отдельных случаях это могут быть отчеты о стоимости транспортного средства, отчеты о стоимости остатков, годных к реализации или использованию