Правительство намерено поднять пошлины на новые импортные автомобили на 10% до 35%. Однако уже к 2012 году, по условиям вступления в ВТО, пошлины будут составлять всего 5−10%. К этому времени российские автопроизводители должны либо стать конкурентоспособными хотя бы внутри страны, либо навсегда уйти с рынка, — пишет газета «Новые известия».
Чтобы выжить, предприятия российского автопрома должны сделать практически невозможное. Им предстоит не только провести радикальную модернизацию производства, сменить модельные ряды, но и резко улучшить качество продукции, заодно значительно снизив на нее цены. Да и фон будет неблагоприятным: по предложению Министерства промышленности и энергетики РФ пошлины на импортные комплектующие будут снижаться до 3%.
Зато такая перспектива, несомненно, привлекательна для потребителей — отечественные авто, если таковые вообще останутся, обязаны будут продаваться намного дешевле импортных, которые в свою очередь тоже станут более доступными.
С 90-х годов основными конкурентами отечественных машин были и остаются подержанные иномарки. Чтобы избежать кризиса перепроизводства правительство разработало концепцию развития отечественного автопрома. Никто из ее авторов не скрывал: интересы автолюбителей — дело десятое, главное — спасти отрасль. Спасательным кругом стало прежде всего изменение ставок ввозных таможенных пошлин на импортные машины. С тех пор ставка для подержанных авто установлена на уровне 35%, для новых — 25%.
Нельзя сказать, что принятые меры вовсе не принесли результатов. По данным за 2003 год, объемы реализации отечественных авто существенно выросли. В структуре рынка продаж первое место заняли отечественные машины (около 1 млн штук за год), на втором — подержанные иномарки (380 тысяч) и на третьем — новые иномарки (193 тысяч). Однако, как пояснил «Новым Известиям» источник в Минэкономразвития, российские автопроизводители использовали дарованное им сверху преимущество исключительно для поднятия цены вместо того, чтобы снижать издержки и повышать качество продукции.
Впрочем, политика заградительных пошлин имела и положительный эффект. В итоге западные концерны более пристально присмотрелись к нашему рынку. По российским дорогам бегают Ford Focus родом из-под Питера, Chevrolet-Niva — совместный продукт GM-АвтоВАЗ, в Таганроге собирают Hyundai Accent, а в Калининграде — и корейские KIA, и немецкие BMW. Давно уже говорят о российских перспективах Toyota, Opel и Volkswagen, а на прошлой неделе стало известно, что об организации производства на мощностях ГАЗ и УАЗ думает Nissan.
Грядущее поднятие пошлин на иномарки до 35% российская автомобильная промышленность воспринимает как данность. Однако больших перспектив, связанных с этой мерой, генералы автопрома для себя не видят. По мнению специалистов, предлагаемое Минэкономразвития увеличение пошлины на 10% приведет лишь к очередному росту цен для потребителей, но не сможет подорвать спрос на импортные автомобили. А значит, заключает газета, и не увеличит интерес иностранных инвесторов к развитию российского автопрома.