В прошлом году на 24% выросли доходы пассажирского комплекса, но вместе с тем более высокими темпами увеличивались расходы железных дорог на перевозки. Убыточность пассажирских перевозок возросла до 55 млрд рублей, из них 22 млрд от пригородных, а 33 млрд — от дальних перевозок. Расходы покрываются только на 45%, а остальные 55% ложатся тяжелым бременем на грузовые перевозки. Из каждого рубля доходов, полученных отраслью от грузовых перевозок, 15 копеек направлялось на погашение убытков от пассажирских, сообщили корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» в пресс-службе МПС РФ.
В текущем году МПС России ожидает рост доходов не менее чем на 16−18% за счет гибкого регулирования тарифов на перевозки пассажиров по периодам года в зависимости от спроса населения. Особая проблема пассажирского комплекса — обновление парка подвижного состава. Износ пассажирских вагонов за последние четыре года вырос с 43% до 61%. В настоящее время сверх срока службы эксплуатируется 41% электропоездов, 33% дизель-поездов и автомотрис. Состояние подвижного состава тормозит дальнейшее развитие пассажирских перевозок. Чтобы ускорить обновление парка подвижного состава МПС с этого года переходит на долгосрочный лизинг. Планируется по этой схеме закупить 500 новых вагонов.
Впервые в истории российских железных дорог начата программа модернизации парка плацкартных вагонов с установкой в них систем кондиционирования воздуха. Особая ставка в обновлении парка делается на вагоны-трансформеры, которые могут из 6-ти или 4-х местного, оборудованного креслами, превратиться в купе, либо вагон СВ. Все это делается в течение двух-трех минут. Экономический эффект от внедрения каждого вагона-трансформера составит по самым минимальным оценкам более 360 тысяч рублей в год при снижении веса вагона не менее, чем на 2,5 тонны. В этом году планируется также расширять сеть реализации проездных документов сторонними организациями, не входящими в структуру МПС. Это выгодно всем, но пока продажи сторонними организациями составляют всего около 10%.