При малейших подозрениях на обман немедленно обращайтесь в правоохранительные органы.
Участились обращения и жалобы граждан, пострадавших от мошеннических схем, в которых незаконно используется имя Банка России. Основной целевой аудиторией для мошенников является социально незащищенный слой населения — пенсионеры, однако потенциальной жертвой может стать любой.
Мошеннических схем, основанных на использовании доверчивости граждан, много, но можно выделить несколько основных.
Во-первых, мошенники по телефону или через SMS-сообщения, представляясь сотрудниками Банка России или его уполномоченными (адвокатами, судебными исполнителями
Во-вторых, получила распространение преступная схема, когда человеку предлагают приобрести «высокодоходный накопительный сертификат в Центральном банке России». При этом денежные средства необходимо перевести на счет некоего вымышленного «финансового представителя Банка России». Но связаться с этим «представителем» после перевода, естественно, уже не удается.
В-третьих, от мошенников поступают SMS-сообщения или звонки гражданам с информацией о том, что их банковские карты якобы заблокированы. При этом в SMS в строке «Отправитель» отражается номер телефона или текст, который должен указывать на принадлежность к Банку России. Например, может использоваться слово «Сentrobank» либо другие слова и словосочетания, которые ассоциируются с Центральным банком. Если получатель сообщения перезванивает по указанному номеру, мошенники, представляясь работниками Банка России, пытаются выяснить у него данные карты, включая PIN-код, либо стараются побудить адресата предпринять некоторые действия с использованием банкомата для вымышленной разблокировки карты.
В-четвертых, гражданам обещают выплаты денежных выигрышей, якобы начисленных организациями и фирмами, которые торгуют товарами народного потребления по каталогам. В рекламных буклетах и каталогах подобных фирм указаны названия несуществующих кредитных организаций-партнеров, созвучные с наименованием Банка России (ОАО «ЦБ», ОАО «БР», «Банк Российский», ЦБР и прочее).
Все виды мошенничества связаны с невнимательностью, доверчивостью или неосведомленностью потерпевших.
Для предотвращения фактов мошенничества специалисты Банка России рекомендуют гражданам:
— проявлять бдительность и не реагировать на сомнительные предложения незнакомых лиц перечислить деньги для получения разного рода призов, выигрышей, компенсаций за ранее приобретенные товары различного назначения, включая медицинские;
— не перечислять деньги на предлагаемые счета и номера телефонов, игнорируйте предложения о передаче денег при личной встрече;
— прежде чем принять любое решение, связанное с расходами по предложениям от незнакомцев, внимательно обдумать ситуацию, посоветоваться с близкими и родственниками;
— перепроверять любую информацию, поступившую от неизвестных вам людей. Если они выступают от имени учреждения (Банка России, Министерства финансов, прокуратуры, коллегии адвокатов
— при получении SMS-сообщения о блокировке банковской карты немедленно связаться с контактным центром коммерческого банка, выпустившего вашу карту. Причем сделать это по телефонам, указанным на карте, а не в SMS-сообщении. Никому не сообщать PIN-код карты, даже сотрудникам банка. Подлинные сообщения банка, как правило, направляются адресно и содержат последние цифры карты держателя.
При малейших подозрениях на обман немедленно обращайтесь в правоохранительные органы.
По законодательству Центральный банк Российской Федерации не осуществляет банковские операции с физическими лицами, то есть не работает с населением как с клиентами. Этот запрет распространяется, в том числе, на начисление и выплату разного рода компенсаций, денежных выигрышей, прием денежных средств, блокировку банковских карт и иные операции с населением. Кроме того, Банк России не рассылает SMS-сообщения и не выплачивает денежные средства, включая компенсации.
_Обращения и жалобы на деятельность кредитных и финансовых организаций можно направлять в Интернет-приемную Банка России на сайте www.cbr.ru, а также по адресу г. Тюмень, ул. Володарского, 48. Телефон контактного центра Банка России —