Реформа системы социального обеспечения в России, которая проводится с начала этого года, может привести к усилению давления на бюджеты ряда российских регионов, а также к сокращению столь необходимого финансирования капитальных вложений. Такое мнение, как предает Росбалт, содержится в пресс-релизе, распространенном накануне международным рейтинговым агентством Fitch.
Как отмечается в сообщении, реформа, которая вызвала бурные протесты населения в некоторых регионах страны, преследует две основные цели: во-первых, «она направлена на улучшение финансового состояния компаний госсектора путем замещения нескольких социальных льгот денежными компенсациями для определенных групп граждан, а, во-вторых, на повышение прозрачности финансовых потоков между бюджетами региональных правительств и соответствующими компаниями госсектора».
Компании госсектора создавали значительную нагрузку на региональные бюджеты в течение последних лет, что было связано с частыми запросами о предоставлении бесплатных или значительно субсидированных услуг малообеспеченным слоям населения. В свою очередь, местные власти субсидировали компаниям предоставление этих услуг, однако такая система имела очень низкую финансовую прозрачность и открывала возможности для злоупотреблений со стороны обеих вовлеченных в нее сторон, полагают в Fitch.
Согласно пресс-релизу агентства, в соответствии с реформой фактическое финансирование компаний госсектора из региональных бюджетов (в основном, компаний, предоставляющих транспортные услуги, услуги ЖКХ
Реформа направлена на то, чтобы сделать предприятия государственного сектора ориентированными на рыночные отношения, а также на повышение прозрачности и снижение числа льгот, предоставляемых населению. Последнее, в свою очередь, будет способствовать повышению прибыльности госпредприятий, предоставляющих услуги населению, считают эксперты.
Напомним, что в конце прошлого месяца свою оценку монетизации льгот дало международное рейтинговое агентство — Standard & Poor's, назвав реформу важным этапом «в достижении большей прозрачности и эффективности предоставления государством социальных услуг». Мера эта, по мнению специалистов Standard & Poor's, болезненная, но необходимая.