Главный вред челночной торговли россияне видят в том, что она повлекла за собой отрицательные экономические последствия. Таковы результаты исследования, проведенного Фондом "Общественное мнение" (ФОМ). Как пишут "Новые известия", наибольший положительный эффект от "челноков", по мнению опрошенных, состоит в том, что они помогли решить проблему дефицита импортных товаров.
Главный вред челночной торговли россияне видят в том, что она повлекла за собой отрицательные экономические последствия. Таковы результаты исследования, проведенного Фондом «Общественное мнение» (ФОМ). Как пишут «Новые известия», наибольший положительный эффект от «челноков», по мнению опрошенных, состоит в том, что они помогли решить проблему дефицита импортных товаров. Челночная торговля как институт появилась в начале 90-х, в самый разгар экономического кризиса. Как показало исследование, в тот или иной промежуток времени ею непосредственно занимались 4% опрошенных, у 8% опрошенных «челночили» родственники, у 9% — знакомые. По данным ФОМ, в наибольшей степени в этот вид бизнеса были вовлечены жители Центрального и Дальневосточного федеральных округов: 19 и 16% соответственно. С годами, отмечает издание, «челноки» преобразились. Большинство торгующих на вещевых рынках уже не ездят сами за товарами в другие страны и города, а берут их на реализацию на оптовых складах. Иными словами, появились поставщики и продавцы. Однако люди таких трансформаций практически не замечают: 48% опрошенных сказали, что по сравнению с 90-ми годами число «челноков» значительно увеличилось, 15% утверждают, что их численность не изменилась, и 17% полагают, что их стало меньше. Большинство респондентов (58%) относятся к «челнокам» положительно. О своем отрицательном отношении к ним заявили 19% россиян, чаще других это сторонники КПРФ и ЛДПР (32% и 25% соответственно), люди старше 55 лет (29%), и лица с образованием ниже среднего (31%). Однако хорошее отношение не вылилось в позитивную оценку челночной торговли как явления. Здесь мнения практически разделились: 37% опрошенных полагают, что она «хороша для страны», примерно столько же респондентов (38%) придерживаются противоположной точки зрения, а четверть участников опроса затруднилась с оценкой. Среди тех, кто видит пользу в челночной торговле, наибольшее число респондентов считают, что благодаря ей была решена проблема товарного дефицита (41%). 6% отмечают, что люди смогли выжить в кризисное время, 5% — что в казну пошли доходы от ввозных пошлин, налоги, столько же — что появилась конкуренция. Наибольший отрицательный эффект от деятельности «челноков» чаще всего связан в сознании россиян с общим спадом производства, вызванным непосильной для отечественной промышленности конкуренцией с импортными товарами, а также с утечкой капиталов за рубеж (18%).Вместе с тем, как передает РБК, в январе этого года Федеральная таможенная служба РФ ужесточила правила ввоза товаров. Это постановление особенно сильно отразилось на так называемых «челноках» и мелких компаниях-импортерах. Именно из-за вышеупомянутых категорий федеральный бюджет ежегодно недополучает сотни миллионов рублей, а потребители покупают некачественные и даже опасные для здоровья и жизни товары. Дело в том, что «челноки» ввозят товары в тюках, баулах, мешках и картонных коробках, смешивая различные товары и никак их не маркируя. Это значительно затрудняет проведение полноценного таможенного оформления и контроля. По новым правилам на каждое упаковочное место придется предоставить таможенникам полную опись с перечислением названий, маркировки и количества товаров, находящихся в нем.