Губернатору Ямало-Ненецкого автономного округа Юрия Неелову объявлена благодарность министра транспорта РФ за большой вклад в разработку транспортной стратегии России. Территория Ямала труднодоступна, к примеру, западная часть имеет речную транспортную схему, а до крайних северных поселений и сегодня можно добраться только самолетом (вертолетом). Поэтому администрация автономного округа прилагает максимум усилий для развития транспортных «артерий».
Так, в последние годы ямальским властям и руководству ОАО «Российские железные дороги» удалось выработать единые подходы в реализации стратегии транспортного развития, — сообщили корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» в пресс-службе губернатора Ямала. Подписанное соглашение о сотрудничестве между МПС и администрацией автономного округа, а также созданная Ямальская железнодорожная компания позволили в короткий срок достроить железнодорожную линию Коротчаево — Новый Уренгой, сдать в эксплуатацию вокзал Коротчаево, начать ремонт инфраструктуры линии Чум — Лабытнанги и приблизить к завершению строительство вокзального комплекса в городе Лабытнанги. При поддержке МПС закуплен фирменный поезд «Ямал» с интернет-купе, видеосалонами; с мая этого года будет пущен новый фирменный состав «Полярная стрела» (Лабытнаги — Москва).
По словам главы округа, к 2020 году на Ямале будет добываться порядка 89−90 млн тонн жидких углеводородов, мощно развиваться газонефтеперерабатывающая промышленность, в частности, должно быть завершено строительство нефтегазохимического комплекса в Новом Уренгое, расширен Уренгойский завод по переработке газового конденсата. Все это даст значительный прирост грузовых перевозок, поэтому необходимо ускорить строительство железнодорожной линии Коротчаево — Новый Уренгой — Надым Пристань и Новый Уренгой — Ямбург. К 2007 году должно завершиться строительство новой железнодорожной линии Обская — Бованенково. Кроме этого, для повышения эффективности работы линии Чум — Лабытнанги Северной железной дороги необходимо развивать ее инфраструктуру.
Что касается автодорог, то по их протяженности Ямал занимает одно из последних мест в России. В советское время считалось, что строить на севере автомагистрали — нецелесообразно. И сегодня из семи районов автономного округа, шесть не имеют постоянной автотранспортной связи с окружным и областным центром. Для администрации автономного округа развитие автотранспортной связи осложняется тем, что дорожное хозяйство Ямала остается без федеральной поддержки.
В 2004 году на дороги из окружного бюджета планируется выделить 1,1 млрд рублей. Около 427 млн рублей пойдет на содержание автомагистралей, 285 млн — на ремонт и 210 млн рублей — на строительство дорог. В этом году планируется закончить строительство автотрассы Коротчаево — Пуровск: на эти цели требуется 182 млн рублей. Кроме того, будет продолжена укладка 230-километрового полотна от Нового Уренгоя до Надыма. На завершение строительства этой магистрали необходимо 3,9 млрд рублей.