Dipol FM | 105,6 fm
91.19
100.76

Медицинские услуги: «массаж» и «фитотерапия» – вне закона

Тюменский юрист дала разъяснения о том, как на практике применять новый закон "О рекламе", запрещающий рекламу медицинских услуг.

Обновленный закон «О рекламе» фактически запрещает с 1 января 2014 года любую рекламу медицинских услуг. Но Федеральная антимонопольная служба пока не стремится активно привлекать к ответственности за несоблюдение нового закона. Однако первым «привлеченным» быть не хочет никто, поэтому сегодня в Тюменской медицинской академии прошел семинар с разъяснениями новых правил. Послушать специалиста в области медиаправа Анастасию Балаганину собрались медики, юристы, представители медицинских компаний и журналисты.

На семинаре прозвучало, что ситуация с рекламой медицинских услуг в России сложилась парадоксальная. С одной стороны, медицинские услуги рекламировать запрещено, с другой — организации обязаны представлять полную информацию о своих услугах в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

По этому поводу существует два официальных мнения. Министерство здравоохранения полагает, что рекламирование медуслуг допустимо, но со значительными ограничениями. Федеральная антимонопольная служба же полагает, что допустима исключительно «имиджевая» реклама, без перечисления услуг и аппаратуры. Все вольны придерживаться любой точки зрения, но во избежание привлечения к ответственности юрист Молоканина рекомендует прислушаться к ФАС.

Формулировки новой статьи не совсем четки и ясны. Так, в законе разграничиваются понятия «медицинская деятельность» и «медицинская услуга». Если первая подразумевает профессиональную деятельность по оказанию медицинской помощи, то второе — это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств. И соответственно, деятельность рекламировать можно, а вот услугу — уже нельзя. То есть можно использовать слова «терапия», «хирургия», «гинекология», «урология» и так далее. А вот «массаж», «лазерная депиляция», «фитотерапия» и подобные — уже вне закона. По мнению юриста, избегать следует и слова «лечение» — это прямое указание на то, что услуга является медицинской. Вместо нее Молоканина советует применять иносказательные обороты «оказание помощи», «решение проблем».

Использовать названия заболеваний пока не запрещено: ответственность за «артриты», «артрозы», «запои» не предусмотрена. А вот назвать по отдельности виды определенных анализов лучше не стоит. При этом сочетание «все виды анализов» вполне допустимо. «При наличии фантазии и разумных маркетологов реклама очень сильно не пострадает», — оптимистично настроена Анастасия Балаганина.

Речь об информировании о биодобавках и методах народной медицины шла отдельно — по этим поводам в законе есть соответствующие уточнения. Реклама биодобавок не должна вводить в заблуждение и обещать лечебных эффектов, исключаются и ссылки на конкретные случаи излечения. Реклама же методов народной медицины не должна создавать впечатления ненужности обращения к врачам, исключены благодарности излеченных пациентов и утверждения о наличии у потенциальных пациентов каких-то нарушений здоровья.

Медицинские организации соседних регионов уже перешли на информирование о своей деятельности исключительно на своих сайтах. Этот способ, по мнению юриста, наиболее оптимален. В соответствии с законодательством, информирование об услугах должно обеспечивать защиту прав потребителей. А вот размещение информации о себе на чужом сайте уже может расцениваться как реклама.

«Наша антимонопольная служба действует намного жестче, чем в соседних регионах. И шанс, что информирование признают рекламой, довольно велик», — говорит Балаганина. Однако если бы ФАС хотела штрафовать, то практически у каждого уже был бы такой штраф, уверена юрист. Причиной мягкого отношения она называет не сложившуюся пока практику применения нового законодательства. При этом никто не скрывает, что восприятие характера информации довольно субъективно и зависит от специалиста, который будет заниматься рассмотрением того или иного случая.

Так что самый простой способ избежать привлечения к ответственности за несоблюдение закона «О рекламе» — исключить любые сомнительные варианты и упоминать лишь название клиники (фирмы, организации) и вида ее медицинской деятельности.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
"Оберег для друга" научились делать ребята из села Омутинского
"Оберег для друга" научились делать ребята из села Омутинского
Для изготовления оберега, участники мастер - класса использовали морские ракушки
#дети
#Омутинский район
#хобби
#увлечение
#тк
Тюменским дачникам дали советы по копке картофеля
Тюменским дачникам дали советы по копке картофеля
Самый надежный признак готовности урожая – это увядание и усыхание ботвы.
#советы
#дача
#агроном
#тк
В Тюмени создадут карту с историями жителей и фактами о городе
В Тюмени создадут карту с историями жителей и фактами о городе
Она будет основана на историях 42 участниц променада проекта «Сестринская городьба».
#Тюмень
#молодежь
#культура
#тк
#туризм
Резиденты «Нефтегазового кластера» представят свои инновации на форуме TNF 2024
Резиденты «Нефтегазового кластера» представят свои инновации на форуме TNF 2024
В кластер входят более 160 компаний из 24 регионов страны.
#форум
#TNF
#новости Тюмени
#тк
#новые технологии
В Юргинском районе открылась выставка фотографий семей участников СВО
В Юргинском районе открылась выставка фотографий семей участников СВО
Идея фотовыставки возникла во время проведения акции "Верим. Любим. Ждём"
#выставка
#фотография
#СВО
#Юргинский район
#патриотизм
#тк