В то время как министерство природных ресурсов, движимое благой целью выравнивания уровня жизни субъектов Российской Федерации, продолжает неспешную работу над новым Кодексом «О недрах», регионы-доноры, которые в скором времени могут остаться без «двух ключей» и с пятью процентами вместо сорока дохода от использования недр, заняты поисками дополнительных источников дохода для своих бюджетов.
Одним из таких дополнительных источников, судя по всему, станет лесная промышленность.
Справка «Вслух.Ру»:
Общая площадь лесов в России — 1,2 млрд. га (69% её территории). Общий запас древесины определен в 82 млрд. кбм (свыше четверти мировых запасов). Потенциальный ежегодный объем заготовки древесины — более 500 млн. кбм, в том числе по хвойному хозяйству — свыше 300 млн.кбм..
4 октября «впервые за многие десятки лет» директоров лесхозов юга Тюменской области собрали в областной администрации на совещание по проблемам лесного комплекса.
Справка «Вслух.Ру»:
По лесным ресурсам Тюменская область занимает третье место в РФ (после Красноярского края и Иркутской области). Общий запас древесины — 5,4 млрд. кбм.
Председательствовал первый заместитель губернатора Тюменской области Павел Митрофанов, уже успевший заслужить в народе славу большого специалиста по делам лесного хозяйства. Митрофанов назвал ситуацию в лесной и лесоперерабатывающей промышленности юга Тюменской области неутешительной — и это несмотря на 65-процентный в этом секторе областной экономики прирост объемов производства за 2001 и истекший период 2002 годов!
Бесспорно, 65% -достижение серьезное. Однако проблема в том, что его «авторы» — не предприятия местной лесной отрасли, механизмы аренды в которой работают пока слабо, а финансирование которой из федерального бюджета ведется: на заработную плату - на 30%, на воспроизводство лесов и на охрану их от пожаров — на 50 и 5% соответственно. Как показала практика, в первом полугодии 2002 года по отношению к соответствующему периоду прошлого года более чем на 80% увеличились объемы перечисленных во все уровни бюджета средств по кругу тех предприятий, банковские проценты которых по кредиту
Власти Тюменской области, руководствующиеся модным и мудрым «инвестируй в завтрашний день» свою готовность к финансовым «жертвам» уже демонстрируют. В 2002 году предприятиям лесной и деревоперерабатывающей отрасли из областного бюджета будет компенсировано 2/3 ставки за пользование кредитами — на общую сумму 260 млн. рублей. При поддержке все той же администрации реализуется программа лизинга лесозаготовительной и деревообрабатывающей техники ни сумму более 100 млн. рублей. Для координации инвестиционной деятельности и государственной поддержки развития лесопромышленного комплекса со стороны областной администрации создано предприятие «Регион-лес», объединившее госактивы в данной отрасли и работающее на принципе самоокупаемости.
Не менее чем недостатком внутренних и внешних инвестиций участники совещания - руководители лесхозов обеспокоены высокой степенью износа основных фондов предприятий, низкой производительность труда, невысоким уровнем заработной платы и «крайне неудовлетворительным», по словам Павла Митрофанова, освоением лесосечного фонда. По данным специалистов, во многих районах Тюменской области ежегодно вырубается не более 1/5 лесосечного фонда. В то же время крупнейшие деревообрабатывающие предприятия, такие как ДСК-500, укомплектованный новым дорогостоящим оборудованием, ДОК «Красный Октябрь», ОАО «Тюменский фанерный комбинат» загружены всего на 10 -20%, а сырье вынуждены завозить из других регионов, например, из Свердловской области. В качестве мер по увеличению объемов заготовки сырья власти предложили директорам лесхозов в срок до 1 ноября 2002 года подготовить материалы для предоставления участков лесного фонда в аренду на срок от 5 до 49 лет. После согласования с департаментами промышленности и охраны окружающей среды участки будут выставлены на конкурс. Пока же на юге Тюменской области действуют всего 4 договора аренды, сообщил Павел Митрофанов. В Уватском районе — с ОАО ЛП «Туртас» (годовой объем лесозаготовок — 200 тыс. кбм.), в Тюменском районе — с ПКФ «Сиблеспром» (5,6 тыс. кбм.), с ЗАО «Крона и К» (6 тыс. кбм.), в Упоровском районе — с ООО «Круиз — Плюс» (53,4 тыс кбм.)
Еще одним недостатком, не позволяющим «в полной мере» использовать лесные ресурсы области, в настоящий момент является несоблюдение сроков проведения очередных лесоустройств. Только в 17 лесхозах Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды (ГУПР и ООС) и 3 лесхозах ФГУ «Тюменское управление сельскими лесами» лесоустройство проведено в установленные сроки, по 5-ти же лесхозам ГУПР и ООС и 13-ти лесхозам ФГУ «Тюменское управление сельскими лесами» лесоустройство не проводилось более 10 — 15 лет. Причина — нехватка финансирования.
«Тюменскому управлению сельскими лесами» и ГУПР и ООС поручено до ноября подготовить сметы затрат для совместного с администрацией области обращения в МПР и Министерство сельского хозяйства РФ с просьбой выделить в 2003 году средства на лесоустройство.
Еще одну статью «лесных» расходов — лесовосстановление — областная администрация возьмет на себя. На областную
В целом же, как заявил Павел Митрофанов на совещании по проблемам лесного комплекса, «у Федеральной лесной службы, администрации области и лесозаготовителей одни цели: максимальной освоение расчетной лесосеки, обеспечение возобновляемости лесных ресурсов, создание „прозрачной“ системы взаимоотношений между лесхозами и лесозаготовителями, экономически обоснованные ставки лесных податей и арендных платежей и увеличение поступлений от лесозаготовительной деятельности в бюджеты всех уровней». Это и есть приоритетные направления развития лесопромышленного комплекса Тюменской области.
Столкнувшись с реальной угрозой лишиться основной составляющей своих бюджетов — дохода от использования недр, регионы-доноры в погоне за дополнительными прибылями ударными темпами восстанавливают лесную промышленность.
Для себя, надо заметить, стараются. Потому как в Правительстве принимается «Концепция развития лесного хозяйства с 2002 по 2010 гг.», согласно которой основные распорядительные и контрольные функции, включая права на передачу лесного фонда в пользование и право на формирование, получение и распределения лесного дохода, переходят от субъектов Федерации к федеральной власти.