#МастерЗавтрак в tmn café с Александром Страдчуком.
На этот раз на Мастер-завтраке предприниматели обсудили и даже опробовали некоторые технологии создания идей. Сегодня генерация идей и творчество — это целый сектор экономики, получивший название «креативная экономика». Но назвать — дело нехитрое, а вот измерять и управлять… «Все понимают, что это такое, но никто этого не может однозначно сформулировать», — резюмировал проблему Александр.
Одними из первых над идентификацией сектора креативной экономики и статистическим наблюдением за ним задумались англичане. В начале 2000-х они предложили и реализовали у себя подход, связанный с авторским правом. То есть продуктом креативной экономики, согласно нормам, действующим на Туманном Альбионе, является интеллектуальная собственность. Креативная экономика основана на создании и использовании этой собственности.
Сегодня к этому сектору англичане относят рекламу, архитектуру, ремесла, кинематографию, дизайн, создание моделей одежды, интерактивные развлекательные программы, музыку и исполнительские искусства, традиционные СМИ, разработку ПО и создание вычислительных систем. Как видите, это далеко от обывательского представления о том, что креативная экономика — это инновации и IT.
По другую сторону Ла-Манша к вопросу подошли иначе: европейцы сочли креативной экономикой культурные и креативные индустрии — независимо от коммерческой ценности создаваемого результата. То есть здесь на первый план вышла культурная ценность. С этой позиции, по данным ЮНЕСКО (за 2013 год), в креативной экономике мира занято уже почти 30 миллионов человек, она производит 2,25 триллиона долларов или 3% мирового ВВП. Это, кстати, больше, чем глобальные телекоммуникации ($ 1.57 триллиона), а также ВВП Индии, России или Канады. Основной регион креативной экономики — Азия (12,7 млн чел.). При этом темпы роста креативной экономики выше, чем темпы роста мирового ВВП. Россию европейцы тоже оценили: с их точки зрения наибольший потенциал в креативной экономике у нас имеют визуальные искусства (театры, музеи, изобразительное искусство и выставки, архитектура…).
Однако и этот подход не однозначен. Дело в том, что креативная экономика существует и вне креативных секторов: гениальная рекламная кампания может родиться и реализоваться и в рамках крупного машиностроительного предприятия. Что же это за экономика? Это индустрия, создающая идеи и эмоции — она прямо и опосредовано формирует и развивает личность. Сегодня здесь складывается новый профессиональный кластер, который эксперты справедливо называют большим бизнесом.
Наш гость, генеральный директор проектной лаборатории «ПЛАС», предложил вот такую формулу для определения того, что принадлежит к креативной экономике:
(Творческая деятельность + Креативная деятельность) * Коммерциализация.
То есть все-таки говорим о получении прямого экономического эффекта — коммерциализации.
Немного поясню составляющие — как я понял их в ходе общения.
• Творческая деятельность — связана с познанием мира. Пропуская через себя мир в процессе познания, человек рассказывает об этом другим: «Без последнего пункта — это графомания. Акты творчества всегда метафоричны».
• Когда мы говорим о креативе, мы говорим о новизне: новых идеях, новых подходах, новых решениях. «И творчество и креативность объединяются в человеке, стремящемся в процессе познания создавать новое», — отметил Александр.
• И, наконец, два предыдущих компонента перемножаются на необходимость коммерциализации: результаты креативной экономики должны, все же, быть экономическими.
В результате Александр отметил: «В центре внимания креативной экономики лежит не патент и не культурная ценность, а человек, который создает новые идеи и монетизирует их». Вот такой предельно прагматичный подход, который меня автоматически отбросил к прошлогоднему Мастер-завтраку с уникальным художником Игорем Рязанцевым (Rene Reza). Игорь — прекрасное опровержение расхожего клише, что «художник должен быть голодным».
В центр креативной экономики Александр Страдчук ставит идею: «Идея — тот мысленный прообраз явления, предмета или принципа, который выделяет его существенные части, — лежит в основе креативной экономики».
На этом погружение в тему было завершено и участники Мастер-завтрака перешли к практике.
С чего начинается идея?
• Идея начинается с рефлексии — мы пытаемся понять, кто мы и зачем нам создавать идею: «Рефлексия — это сложный акт, насилие над мозгом».
• Далее мы пытаемся обобщить рефлексии в виде некоего сугубо нашего жизненного наблюдения.
• Следующий этап — метафоричное осмысление этого жизненного наблюдения.
• Теперь настало время проверки жизнеспособности идеи через вопросы и тест.
• И, наконец, остается понять варианты реализации этой идеи.
Теперь идея приобретает черты решения и готова к реализации.
Для примера гость представил один из актов собственного творчества — проект start.ed. Его суть — поздравления жителей города в формате TED от известных и не очень известных жителей города. Основная идея: независимо от размера аудитории общение со зрителем будет происходить в формате один на один (личное общение). В результате реализации проекта горожане получают познавательные ролики и мини-тренинги, а участники проекта — профессиональный рост, возможность продвижения своих идей в обществе, вклад в собственный позитивный имидж.
Взяв на вооружение простую методику, заготовленную для нас Александром, буквально за 20 минут каждый участник Мастер-завтрака выдал свою метафору Тюмени. Результаты были узнаваемы (в том смысле, что в них узнавалась Тюмень), но необычны по форме выражения и содержанию. Это однозначно обогащает восприятие окружающих людей и пространства! Но оставим их без оглашения — пусть останутся личным секретом участников Мастер-завтрака. В следующий раз просто будьте с нами.
МастерЗавтрак — территория практиков.
Организация и поддержка проекта Мастер-завтраки: ТРО ООО «Деловая Россия».
Идея и концепция: Институт моделирования бизнеса «Мастер».
Ведущий: Антон Язовских (www.facebook.com/anton.yazovskikh).
Информационная поддержка: vsluh.ru, 1tmn.ru, Издательский дом «Янтарь» и «Афиша Бизнес Событий».
Фото: Александр Зубков.
Видео: Алексей Чиняков.