Становление акционерных обществ (далее АО) в России проходило в условиях дефицита нормативных актов, посвященных данной форме хозяйствования, и вопросы корпоративной деятельности обществ были регламентированы минимально. Корпоративная деятельность АО представляет собой по большому счету совокупность двух блоков — юридического и экономического, последний из которых обслуживает, прежде всего, вопросы выплаты дивидендов по акциям общества.
Наиболее крупным из этих блоков является юридический, в состав которого входит осуществление таких видов деятельности, как подготовка и проведение заседаний совета директоров и общих собраний акционеров, регистрация выпусков акций и ежеквартальных отчетов, юридическое обеспечение заключения крупных контрактов
В настоящее время законодатель уделяет большое внимание регулированию вопросов корпоративной деятельности обществ, защите прав акционеров, и за последние пять — семь лет появилось огромное количество нормативных документов, регулирующих эти вопросы, как на уровне федеральных законов, так и на уровне подзаконных актов, — прежде всего, актов ФКЦБ. Это обусловило необходимость специализации юристов по соответствующему направлению.
Во всех крупных АО появились специальные отделы или департаменты, осуществляющие корпоративную деятельность АО. Практически каждая юридическая фирма сегодня предлагает услуги по обслуживанию корпоративной деятельности АО, как в комплексе, так и оказывая отдельные услуги в этой области. Между тем, огромное количество малых и средних АО (в первую очередь это касается ЗАО) по-прежнему не уделяет этим вопросам должного внимания, тем самым, подвергая свой бизнес значительным рискам. При этом риски очень разнообразны: начиная штрафами контролирующих органов и заканчивая потерей контроля над управлением обществом.
Наиболее распространенной на практике является ситуация, при которой АО при создании не регистрируют выпуск акций — законодательство требует, чтобы документы для регистрации выпуска акций были представлены в регистрирующий орган не позднее 1 месяца с момента создания АО. Такие общества, во-первых, могут быть подвергнуты штрафу со стороны регистрирующего органа — ФКЦБ (ее регионального отделения). КоАП, вступающий в силу с 1 июля 2002 г., установит следующие размеры штрафов за подобное правонарушение: для должностных лиц — от 40 до 50, а для юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ.
На практике встречались такие ситуации, когда регистрация выпуска акций была произведена спустя 8 лет после создания общества, и штрафные санкции не применялись, при этом акции были зарегистрированы на учредителей, часть из которых к моменту регистрации акций уже умерла.
Во-вторых, отсутствие регистрации выпуска акций общества может привести к более серьезным последствиям, поскольку сделки с акциями, выпуск которых не зарегистрирован, являются ничтожными. Удовлетворение исков о применении последствий недействительности таких сделок повлечет приведение сторон в первоначальное положение,
А это в свою очередь приведет к изменению соотношения сил на собрании акционеров АО и поставит под сомнение ранее принятые на собрании решения «незаконных» акционеров. Тем более опасна эта ситуация, когда общество является платежеспособным и имеющим ликвидное имущество.
Другим часто встречающим следствием игнорирования корпоративной жизни АО является невыполнение обществом требований законодательства о раскрытии информации на рынке ценных бумаг. Последствием этого нарушения будет являться штраф — для должностных лиц от 30 до 40, а для юридических от 300 до 400 МРОТ. При этом, ФКЦБ намного проще проконтролировать соблюдение эмитентами данного требования, и прямым следствием этого является более частое применение штрафных санкций.
Государство не ограничивается контролем корпоративной деятельности АО только со стороны ФКЦБ: еще одним органом власти, который осуществляет контроль в данной области правоотношений, является российское Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП).
Например, требуется предварительное согласие МАПа на приобретение более 20% акций некоторых АО, критерии которых определены в законодательстве. Такое согласие на сегодняшний день «стоит» 15 000 рублей, а его отсутствие от 20 до 50 МРОТ — для должностных лиц и от 500 до 5 000 МРОТ — для юридических лиц. Последствием также может быть и предъявление антимонопольным органом иска о признании недействительной сделки по приобретению акций.
В результате этого общество окажется, в течение какого-то времени, без легитимного совета директоров. Таким образом, будет существовать риск предъявления в суд исков о признании недействительными решений такого совета директоров, инициированных, например, недовольным акционером или «гринмейлером», который за день до предъявления иска приобрел небольшой пакет акций АО. Тем самым под угрозу могут быть поставлены такие серьезные решения, как увеличение уставного капитала, одобрение крупных сделок и, наконец, решения об избрании директора, что также может вызвать череду новых исков.
Корпоративное управление предполагает не только четкое следование предписаниям закона, одним из наиболее важных его направлений является обеспечение безопасности, защищенности бизнеса в целом, а также разработка мер защиты управленческого аппарата общества. Речь идет о разработке целого комплекса мероприятий, направленных против поглощения общества.
Примером удачного осуществления одного из таких мероприятий является проводимая в 1995 году защита кондитерской фабрики «Красный Октябрь» от поглощения МЕНАТЕПом. В данном случае юристами фабрики были разработаны трудовые договоры с руководящим составом, которые предусматривали выплату им значительных компенсаций в случае поглощения фабрики. В результате этого, цена поглощения предприятия выросла в несколько раз.
Описанные выше ситуации и их последствия — это лишь часть тех проблем, с которыми может столкнуться АО. Корпоративная деятельность — это важная составляющая успешного функционирования общества, и рано или поздно тем организациям, которые планируют работать дальше и развивать свой бизнес, придется выстраивать систему корпоративного управления обществом.
Выстраивать такую систему можно либо самостоятельно, либо с помощью привлеченных специалистов. Причем в последнем случае следует привлекать юридические фирмы, которые готовы взять на себя комплексное обслуживание корпоративной деятельности АО, поскольку только комплексное обслуживание позволит создать в обществе эффективную систему корпоративного управления.
Павел Сидор,
специалист департамента консультирования и сопровождения бизнес-проектов юридической фирмы «Парфёнов и Партнёры»