Функция банковского надзора должна быть выделена из Банка России, заявил председатель комитета Госдумы Р Ф по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник на парламентских слушаниях, посвященных соответствию банковского надзора основным положениям федерального законодательства."Следует окончательно расставить все акценты и необходимо доверить приведение надзорной политики в соответствие с законом органу надзора, который организационно отделен от Банка России", — отметил он. По мнению Резника, пишет «ФК-Новости», вся надзорная политика Банка России может выглядеть как «очищение банковской системы от неблагополучных банков», а может быть представлена как «погром банков на основе субъективных желаний и предпочтений со стороны Банка России».Резник подчеркнул, что, начиная с 2003 года, Банк России выбрал особую идеологию надзора, основой которой стала опора не на федеральное административное законодательство — Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), а на собственную силу и мощь. Это выразилось в следующем юридическом противоречии: КоАП исходит из того, что на федеральном уровне только в нем могут содержаться санкции за административные правонарушения, он лишь делегирует Банку России право устанавливать составы правонарушений. А в соответствии с законом о Банке России он самостоятельно устанавливает санкции за банковские нарушения, что противоречит КоАПу и является источником параллельного нормативного регулирования. Это противоречие Банк России превратил в «административную дубинку» для банковской системы, отметил председатель комитета. Кроме того, деятельность служащих Банка России, которые самостоятельно определяют состав правонарушений, фактически привела к исключению из деятельности Банка России принципа презумпции невиновности. По мнению Резника, основная задача совершенствования банковского надзора на современном этапе должна состоять в серьезной реконструкции норм банковского законодательства, прежде всего касающихся процедур и оснований отзыва лицензий на осуществление банковских операций и их законодательного закрепления. Между тем, цитирует «Коммерсант» первого зампреда Ц Б Геннадия Меликьяна, «Если мы считаем необходимым изменить принцип реализации надзора, то надо отменять и закон о ЦБ, и закон о банках и банковской деятельности, и закон по отмыванию, и о страховании вкладов, потому что во всех них на Банк России возлагаются конкретные функции». Тем не менее, как пояснили «Коммерсанту» в аппарате Думы, идею о выведении надзорного блока из-под контроля ЦБ активно поддерживает Росфинмониторинг (ФСФМ). Именно этому ведомству и предполагается передать надзорные функции банковского сектора. По мнению замглавы ФСФМ Андрея Скобелкина, «необходимо рассмотреть вопрос о создании единого надзорного органа на финансовом рынке». «Качество и объективность надзора вызывают вопросы, контроль должен быть независим от издания нормативных актов, и вопрос этот нужно рассматривать комплексно, не выдергивая отдельные куски из финансового сектора», — пояснил он. Председатель службы Виктор Зубков поддержал своего подчиненного, заявив, что «несмотря на то, что ЦБ в прошлом году отозвал 60 лицензий, это не отразилось на количестве нарушений». «В связи с этим возникает вопрос об эффективности надзорной функции», — резюмировал глава финансовой разведки. В банковском сообществе к высказанным предложениям, по информации «Коммерсанта», отнеслись резко отрицательно. По словам президента Ассоциации региональных банков Анатолия Аксакова, проведенный опрос среди банкиров выявил, что 75% из них выступают за сохранение банковского надзора в ведении Банка России, 20% высказались за создание отдельного надзорного органа, и 5,5% — за передачу функций банковского надзора мегарегулятору.
Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в
Telegram и самое полезное в
Vk.