Возможности и проблемы внедрения систем менеджмента качества обсуждали накануне участники первого в Тюмени заседания "Клуба качества", организованного региональным отделением "ОПОРы России" совместно с заводом сварочных электродов "СИБЭС" и российско-германской "Школой качества".
Возможности и проблемы внедрения систем менеджмента качества обсуждали накануне участники первого в Тюмени заседания «Клуба качества», организованного региональным отделением «ОПОРы России» совместно с заводом сварочных электродов «СИБЭС» и российско-германской «Школой качества».«Справка о здоровье»Сертификация по международным стандартам — тема для отечественных предприятий более чем актуальная, учитывая грядущее вступление в ВТО. Сертификат является своего рода «справкой о здоровье» предприятия — это определение, данное в одном из отзывов, процитировал Алексей Пикулин, директор по работе с клиентами компании BVQI (независимый сертификационный орган, входит в группу компаний «Бюро Веритас»).Одним из главных мотивов для получения сертификатов для предприятий и организаций, как правило, становится необходимость получить преимущества в тендерах при размещении госзаказов и субподрядов. Сертифицированная система позволяет также получить преимущества для страхования, факторинга и кредитования, увеличить капитализацию и повысить инвестиционную привлекательность предприятия. При этом сама система является инструментом менеджмента, а сертификат — инструментом маркетинга, который можно и нужно использовать для «пиара».Сумма маленьких шаговШтефан Хенш, директор Haensch QE GmbH (Германия), на примере одного из германских предприятий рассказал о возможности оптимизации бизнес-процессов с помощью систем менеджмента качества (СМК). Поддерживать, регулировать, улучшать, управляя по показателям, — основные принципы СМК. Управление по показателям подразумевает постоянный мониторинг, оценку показателей и инициирование мероприятий для улучшения, при этом всегда и везде необходимы конкретные цифры, числовые данные. Такой подход позволяет постоянно владеть ситуацией и своевременно реагировать на любые неполадки в системе. При этом один из основных принципов, во всяком случае, когда речь идет об относительно небольших компаниях, — всегда открытая для каждого работника дверь в кабинет собственника, руководителя предприятия. К успеху любое предприятие ведут целостное рассмотрение всех факторов, стабильность мероприятий и путей, постоянные инновации, последовательный мониторинг целей и учитывающая всю специфику система менеджмента качества. Сам же успех формируется как сумма многих маленьких шагов, отметил Штефан Хенш. Представители тюменских предприятий, участвовавшие в заседании «Клуба качества», не преминули отметить российскую специфику — например, психологические барьеры, которые возникают при внедрении СМК, прежде всего это относится к руководителям старшего поколения. В ответ на это Штефан Хенш заметил, что психологический фактор — действительно серьезный аспект, через это прошли и европейские предприятия, которым преодолеть этот барьер «помогла», в первую очередь, жесткая конкуренция на рынке. В России же в некоторых случаях аудиторам требуется до четырех недель только на то, чтобы получить структурную схему организации, где проводится сертификационный аудит.Не так страшен черт Опытом по внедрению и сертификации СМК на заводе «СИБЭС» поделился его директор Геннадий Агапкин, который, по его же словам, постарался «внушить оптимизм» тем, кто еще не сертифицировался. На первом этапе система управления качеством требует не совершенствования технологий, а просто более детального описания всех процессов и ответственности каждого работника, а также полной идентификации средств и орудий производства. Сертификация приводит, прежде всего, к учету потерь на всех этапах производства — система заставляет на каждом переделе определять качество и количество продукции. Выявляя и исправляя недостатки, удается значительно снизить количество изделий, не соответствующих стандартам, что и произошло на заводе. Соответственно снизились и убытки, которые влечет выпуск некачественной продукции. Кроме того, удалось сократить текучесть кадров по основным профессиям и повысить заработную плату, при этом каждый сотрудник знает, за что и сколько он получает. Девиз «планируй — делай — измеряй — улучшай» — вот основные правила, которые надо выполнять, «попав» однажды в систему управления качеством, подытожил Геннадий Агапкин.Справка Компания BVQI является одним из лидеров в сфере международной сертификации и аккредитована в 32 странах. В России BVQI работает с 1992 года. Более 600 компаний в нашей стране и СНГ получили сертификаты BVQI на соответствие систем менеджмента требованиям международным стандартам. В уральском регионе клиентами BVQI стали около 50 компаний разных сфер деятельности, в том числе в Тюменской области — «ТюменНИИгипрогаз», «Гипротюменнефтегаз», «Сибкомплектмонтаж», «Гипронг-Эком», «Уренгойгазинвест», «НижневартовскНИПИнефть», «Электрозапсибмонтаж», «Когалымнефтепрогресс», «Строймонтаж», «Юрхаровнефтегаз».