Специалисты Роспотребнадзора дали несколько полезных советов.
Сегодня, 30 января, стартовала акция «Киберпонедельник». Традиционная для России интернет-распродажа продлится до 2 февраля. Четыре дня покупателям будут доступны скидки на товары. По случаю онлайн-шопинга специалисты Роспотребнадзора напоминают права потребителей, которые распространяются в том числе на товары «параллельного импорта». Эксперты ответили на семь популярных вопросов, и их советы помогут приобрести качественную продукцию безопасно для своего кошелька.
1. На что обращать внимание при большой скидке или низкой цене
Цена товара по акции должна быть понятна потребителю. Важна информация о количестве, ассортименте, размере
Если предложена большая скидка, цена вдруг стала низкой, то обратите внимание на следующее:
-
Динамика цены у данного продавца. Товар мог неожиданно «подорожать» перед акцией. Сравните с ценами на других площадках.
-
Слишком низкая цена может свидетельствовать о продаже контрафакта. Если сомневаетесь, не является ли товар подделкой, попробуйте запросить у продавца сведения о сертификате или декларации соответствия. Также посмотрите отзывы других покупателей.
-
Обратите внимание на стоимость и условия доставки товара при его оплате. Скидка может быть достигнута за счет дорогой доставки.
-
При оплате наличными делайте это только после того, как распаковали товар и убедились в его комплектности и исправности.
2. Что могут навязать при интернет-покупках
При онлайн-шопинге продавцы могут попытаться взять дополнительные деньги или втянуть в свою аферу.
Старайтесь не переходить в мессенджеры для обсуждения вопроса покупки. Остерегайтесь предложений оформить товар заново и оплатить в обход маркетплейса или сайта продавца по выставленному счету или переводом на карту физического лица. В этом случае есть риск остаться без денег и товара.
Остерегайтесь навязчивых предложений, тем более если речь идет о дополнительных (ненужных вам) товарах и услугах. Помните, что комплектность товара определяется его изготовителем.
Консультирование по поводу приобретения товара и проверка его качества входят в обязанности продавца, за это он не должен просить дополнительную оплату.
Часто покупателям предлагают застраховать товар или расширить гарантию. Отметим, что заявленный изготовителем гарантийный срок не может быть уменьшен продавцом по своему усмотрению и точно должен быть раскрыт им до заключения договора. Кроме того, часто «программы страхования» или иной «защиты покупателя» дублируют обязанности, которые продавец или изготовитель должен выполнять в силу закона, например, обмен товара на качественный или его ремонт.
3. Как определить добросовестного онлайн-продавца
Имеете ли вы дело с продавцом или с владельцем агрегатора, изучайте и уточняйте информацию о них до совершения покупки. Убедитесь, что ни тот, ни другой, не скрывают информацию о себе.
На сайте или в приложении должно быть указано фирменное наименование, адрес; режим работы; ОГРН для юридических лиц; фамилия, имя, отчество (если имеется) и ОГРНИП (для индивидуальных предпринимателей). Добросовестные продавцы обязательно указывают свои телефоны, электронную почту, ссылки на официальные соцсети.
Эта информация очень важна, так как в случае обнаружения ненадлежащего качества товара или по другим причинам нужно понимать, кому направить претензию.
Не торопитесь приобретать товар на малоизвестных вам сайтах или в приложениях, тем более, если информация о продавце отсутствует. Также рекомендуется посмотреть отзывы о продавце на сайте маркетплейса или на сторонних ресурсах.
4. Как не нарваться на мошенников
Покупателей должно насторожить, если продавец не указал информацию о себе, пытается увести оплату на частные счета физлиц, при уточняющих вопросах начинает путаться. Лучше откажитесь от такой покупки.
Помните, что вы можете потерять не только и не столько деньги. IT-технологии позволяют получить ваши персональные данные.
Опасайтесь ссылок, которые приходят в соцсети и на почту от третьих лиц. Это могут быть ссылки на фишинговые, то есть подменные, сайты, основной целью которых является не продажа товаров со скидками, а сбор персональных данных, сведений о платежных картах и паролях. Фишинговый сайт имеет похожий, но отличающийся адрес, поэтому внимательно смотрите на его название: нет ли лишних символов, не «плывет» ли верстка.
5. На что обращать внимание, оформляя доставку
Когда делаете покупки, спрашивайте продавца обо всех связанных с доставкой нюансах, не стесняйтесь задавать дополнительные вопросы, это поможет сэкономить и избежать незапланированных трат.
Продавец обязан заранее проинформировать о стоимости всех своих услуг, а также услуг посредников,. К примеру, габаритные товары привезут до подъезда или поднимут до квартиры, есть ли наценки для пригорода
Если цена за доставку вдруг начала расти по непонятным причинам, напомните о своем праве отказаться от покупки (п. 4 ст. 26.1 закона «О защите прав потребителей»). Причем в случае с некорректной информацией возникшие убытки должен возместить продавец (ст. 12 закона «О защите прав потребителей»).
Также в соответствии с законом «О защите прав потребителей» (п. 2 ст. 23.1) можно потребовать обратно деньги, если товар не поступил в указанный срок.
Если товар оплачен, но продавец тянет с отгрузкой или доставкой товара, то потребитель вправе потребовать уплаты ему за каждый день просрочки неустойки (пени) в размере 0,5% суммы от предварительной оплаты товара (п. 3 ст. 23.1 закона «О защите прав потребителей»). Однако это не относится к случаям, если отправку задерживает покупатель.
Кстати, если вы выбираете подарки, то лучше это сделать заранее, на случай задержек.
6. Особенности гарантийного срока при онлайн-покупках
В новых условиях потребителям необходимо обращать особое внимание на гарантийный срок товара. Товар без гарантийного срока не запрещен к продаже, но даже в этом случае у покупателя остается право в течение двух лет обратиться к продавцу с требованием о ремонте или возврате денег.
Кстати, наличие гарантийного срока освобождает покупателя от обязанности доказывать причины возникновения недостатка в период действия гарантии.
7. Как отказаться от покупки по скидке
Покупатель вправе отказаться от интернет-покупки в любое время до получения товара, а после этого — в течение семи дней (это правило не относится к лекарствам).
При этом у покупки должен быть сохранен товарный вид, потребительские свойства товара должны быть бережно сохранены.
На маркетплейсах часто устанавливают свой алгоритм возврата товара. Ознакомьтесь с ним, обратите внимание, что для возврата на некоторых площадках сначала формируется заявка через сайт или приложение (для этого могут понадобиться подробные пояснения или четкие фотографии и видео), далее она рассматривается, и возврат происходит через пункт выдачи товара или курьера.
Куда звонить?
В управлении Роспотребнадзора по Тюменской области работает горячая линия по вопросам защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия. Звоните в рабочее время по тел.
Единый консультационный центр Роспотребнадзора: 8-800-555-49-43, по России звонок бесплатный.
Фото: ru.freepik.com