Dipol FM | 105,6 fm
85.46
93.78
8 апреля в 15:09

Холодный отжим бизнеса или новая реальность

#Налоговый МастерЗавтрак с Олегом Дубровиным.

Я так понимаю, что если закон разок под один случай подмять, потом под другой, потом начать им затыкать дыры каждый раз в следствии, как только нам с тобой понадобится, то это не закон тогда станет, а кистень!

_Братья Вайнеры, «Эра милосердия»._

В прошлую пятницу гостем Мастер-завтрака был Олег Дубровин. Юрист и аттестованный аудитор, специализирующийся на защите интересов бизнеса в налоговых спорах с государством.

Его общее впечатление: профессия судебного защитника по налоговым спорам в том виде, в котором она сформировалась еще в 90-е, уходит в небытие. Причина проста — процент налоговых дел, которые заканчиваются решением в пользу бизнеса, неумолимо стремится к нулю.

Наверное, по мере развития отношений власти и бизнеса, они должны становиться все более точными, все меньше должно оставаться пространства для злоупотреблений. Но для этого, уверен, тот, кто занимает заведомо более сильную позицию, должен формировать культуру доверия и ответственности, а не страха и хитрости. Нет, я не утверждаю, что бизнес белый и пушистый, но есть определенные нормы поведения, которые принято соблюдать в отношениях.

Холодный отжим бизнеса или новая реальность

Пока же дела обстоят так:

Судебная власть допускает вольную трактовку закона в пользу фискальных органов. Некоторые не самые добросовестные налогоплательщики ранее использовали практику закрытия юридического лица с весомыми налоговыми долгами. Они переводили бизнес на новую компанию и продолжали деятельность дальше. Это выражалось в переводе сотрудников, клиентской базы и бизнес-процессов с фирмы, А на фирму Б. Даже адрес регистрации и состав учредителей могли быть изменены. Но поскольку содержание бизнеса не менялось, налоговые органы начали трактовать это как увод активов из-под обязательств. Соответственно, они решили обременять вновь созданные компании обязательствами по обанкротившимся должникам. Эта практика прижилась в России после ряда громких дел с отстранением от судебной практики ярых защитников бизнеса.

С точки зрения морали, на мой взгляд, здесь все нормально. Есть преступление — есть ответственность. Вопрос в другом. Имеет место прецедент вольной трактовки нормы закона — п. 2, статьи 45. Налогового кодекса РФ — «Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов». Там речь идет о зависимых или дочерних обществах. В нашем примере вновь созданные юридически лица формально таковыми не являются по отношению к их предшественникам с налоговыми долгами. Они не взаимодействуют друг с другом. Тем не менее, данную норму кодекса на них распространили.

Холодный отжим бизнеса или новая реальность

Такая вольная трактовка может поставить под удар и добросовестного покупателя имущества. Согласитесь, в ходе существенных организационных преобразований компания-мошенник может принять решение о продаже части своего бизнеса (включая, естественно, процессы, оборудование, контрактную базу и персонал) ничего не подозревающему предпринимателю. Но благодаря описанной выше укрепившейся с 2014 года позиции налоговых органов и судов, а так же усилению п. 2 статьи 45, взыскание налоговых органов теперь может быть обращено на приобретенное имущество. Когда бизнес будет заблокирован, пойди потом по судам, доказывая свою добросовестность. Олег Дубровин прокомментировал так:

Если вы получили имущество с должника, то вы рискуете отдать его стоимость в бюджет. Активы становятся радиоактивными.

Фискальная система государства заняла позицию сверхкредитора. Суть ее вот в чем. В ходе процедуры банкротства есть определенная очередность удовлетворения требований кредиторов. Она установлена законом и соответствует социальной значимости. Например, в числе приоритетов возмещение вреда здоровью работников предприятия. Однако, как пояснил наш гость, сегодня практика взыскания долгов по налоговым спорам такова, что государство получает раньше всех очередей, получает всю сумму и никаких расходов не несет. Преимущественное гашение перед налоговыми органами даже не оспаривается. Безусловно, это уже нарушение общественной морали.

Решения налоговых органов де-факто замещают судебные акты. В норме, то есть, как это предусмотрено законом, преодолеть действие судебного акта путем административного акта невозможно. Но Олег привел на Мастер-завтраке судебную практику последних лет. Например, когда налоговая инспекция, после полученного решения суда в пользу налогоплательщика, провела выездную проверку и отказала в исполнении судебного решения. Конституционный суд, до которого дошло дело, фактически признал правомочность ситуации, когда судебный акт отменяется решением налогового органа на основании акта выездной проверки.

Холодный отжим бизнеса или новая реальность

Относительно же самих проверок — особая история. Есть у нас в налоговом кодексе такие нормы, которые дают, к примеру, право налоговым органам проверять обоснованность цен и структуру сделок. Право это возникает в случае «злоупотреблений». И решение о наличии злоупотребления принимает налоговый орган, задолго до возможного суда.

Используется обратная сила закона. При этом в сами нормативные акты изменений и не вносится. Меняется понимание действующих норм судебной властью. Например, как отметил Олег Дубровин, сегодня проходят настоящие налоговые репрессии в отношении инвестиционной деятельности физических лиц. С некоторых пор сдача в аренду и продажа нежилых помещений — это предпринимательская деятельность. И если до 2012 года вы могли спокойно сдавать ангар и с полученных доходов платить свои 13% НДФЛ, то сегодня к вам придут и попросят заплатить НДС со всей полученной выручки за предыдущие годы — по умолчанию вы ведете бизнес на общем режиме налогообложения. Таким образом, имеют место изменения задним числом, так как происходят они путем корректировки судебной практики.

И все это происходит на фоне недопустимо низкой экономической и финансовой компетентности сотрудников судов и министерства внутренних дел. А это порождает ошибки в толковании сути тех или иных сделок или мотивов поведения хозяйствующих субъектов.

Холодный отжим бизнеса или новая реальность

В общем, при всем уважении к роли закона и неприятии имеющих место в бизнесе мошеннических схем, все же приходится констатировать — поведение власти в этой истории напоминает поведение шулера. Да, якобы из благих побуждений. Но игра по правилам «сам дурак» допустима в примитивных обществах. Желательно найти силы и основания не опускаться до этого уровня. Да, в краткосрочной перспективе это уязвимая позиция — в бизнесе (как и во власти) всегда найдутся желающие злоупотреблять «лазейками» в системе нормативно-правовых актов. Но их настройка — дело куда менее долгое и трудоемкое, чем настройка морали отношений бизнеса и власти. А важность последнего — определяющая. Формирование культуры — она из высших ответственностей власти. И это уж задача долгосрочной перспективы.

И о работе для юристов-налоговиков. Мало того, что сегодня судебная система встала горой на защиту бюджета, так еще и процессуальные нормы усложняются — защищать становится все сложнее. Но позволю себе камень и в их огород. Ибо не ведали, что творили. Защита добросовестного налогоплательщика — это благо. Но слишком часто имеет место агрессивное и циничное использование пробелов в законодательстве. Достойно ли это защиты? Многие из тех прецедентов, что были озвучены Олегом на Мастер-завтраке, лично у меня вызывали внутреннюю реакцию «все закономерно — поделом».

Бизнес неминуемо будет меняться. Основная интеллектуальная нагрузка сместится с позиции «отстоять» на позицию «предупредить».

Время будет предъявлять все более и более существенные требования к квалификации юристов — специалист, одновременно обладающий глубокими знаниями и практикой в области хозяйственного и налогового права, финансов и бухгалтерского учета, будет на вес золота. Его основанная задача — оптимизация налоговой нагрузки при одновременном снижении будущих рисков для компании. Это и есть один из векторов развития профессии, запрос на который начинает формировать бизнес.

За идею этого Мастер-завтрака с участием Олега Дубровина команда проекта благодарит Дмитрия Кошелева.

МастерЗавтрак — территория практиков.

Страница проекта.

Анонс предстоящего Мастер-завтрака.

Организация и поддержка проекта Мастер-завтраки: ТРО ООО «Деловая Россия».

Идея и концепция: Институт моделирования бизнеса «Мастер».

Ведущий: Антон Язовских (www.facebook.com/anton.yazovskikh).

Информационная поддержка: vsluh.ru, 1tmn.ru, tumix.ru, vsemetri.ru, Издательский дом «Янтарь» и «Афиша Бизнес Событий».

Фото: Александр Зубков.

Видео: Алексей Чиняков.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Участникам конкурса "Боевой кадровый резерв" предстоит пройти тестирование
Участникам конкурса "Боевой кадровый резерв" предстоит пройти тестирование
Лучшие перейдут в очный этап конкурса.
#кадры
#СВО
#ветераны
#проект
#конкурс
#тк
#Тюменская область
Тюменцы могут обменять мелочь на банкноты
Тюменцы могут обменять мелочь на банкноты
Осенью жители региона, включая северные округа, сдали 6,6 тонны монет.
#Банк России
#монеты
#акция
#деньги
#ХМАО
#ЯНАО
#Тюменская область
#тк
Югорский врач за взятки ставил липовые диагнозы призывникам
Югорский врач за взятки ставил липовые диагнозы призывникам
Уголовное дело направлено в суд.
#суд
#СК РФ
#уголовное дело
#врач
#призыв
#здоровье
#диагноз
#Нижневартовск
#ХМАО
#Югра
#Тюменская область
#тк
Александр Моор: Участниками второго этапа проекта «Боевой кадровый резерв Тюменской области» стали 661 человек
Александр Моор: Участниками второго этапа проекта «Боевой кадровый резерв Тюменской области» стали 661 человек
Губернатор подвел промежуточные итоги.
#Александр Моор
#Боевой кадровый резерв
#проект
#СВО
#Тюменская область
#новости Тюмени
#тк
В Тюменской области родились Сократ, Кристофер, Фрейя
В Тюменской области родились Сократ, Кристофер, Фрейя
В ЗАГСе назвали популярные и редкие имена для детей в 2025 году.
#ЗАГС
#дети
#рождение
#имена
#Тюменская область
#новости Тюмени
#тк