В субботу Академическому Центру Маркетинговых Исследований(Тюмень) исполнилось 3 года. За это время в Тюмени и Тюменской области произошел значительный рост интереса к маркетинговым исследованиям, которые являются хорошим индикатором активности рынка — они проводятся, когда планируются инвестиции в новое производство, запуск нового товара или расширение рынка сбыта.
В первую очередь, исследования проводятся в рамках общероссийских проектов (когда крупная организация исследует рынок в нескольких регионах) — это рынки лакокрасочной продукции, табачных изделий, пива, автомобилей и сопутствующих товаров, исследования в сфере финансов, банков, страхования. Как правило, они заказываются не столько для инвестиций в новое производство, стратегии, сколько для поддержки текущих маркетинговых решений, то есть тактики. Поэтому эти проекты, как правило, идут регулярно — ежеквартально, ежемесячно и даже еженедельно.
Региональных заказчиков интересовали прежде всего рыночные исследования, изучение конечного потребителя (около трети всех проектов). На втором месте набирающие популярность исследования ассортимента и цен в розничных торговых точках, столько же в доле проектов занимают социально-политические исследования. Относительно невелика доля проектов, направленных на корпоративных клиентов, и исследований СМИ. Интересно, что из региональных заказчиков на долю заказчиков из Тюмени приходится чуть больше половины — около 55%. Высокую активность проявляют организации из соседних регионов — Екатеринбурга, Омска, а также других городов юга области и ХМАО. Их интересует прежде всего емкий тюменский рынок. В Тюмени проведено 85% исследований, областные проекты занимают около 15%. В прошлом году отмечен рост исследований в сфере строительства, строительных и отделочных материалов. Повышается интерес к исследованиям методом фокус-групп, которые проводятся для получения более глубокой информации, оценки названия, упаковки, рекламной концепции.
За первые три месяца 2002 года отмечен рост к исследованиям в сфере фармацевтики (проведено уже 4 проекта) и высокотехнологичным рынкам (компьютеры, средства связи, Интернет). Постоянно проводится изучение рынка продуктов питания.