Подобная реклама сегодня – не редкость.
О том, как действуют недобросовестные компании, которые заманивают к себе должников, журналистам рассказала Татьяна Нуриева — член Комитета по безопасности бизнеса Торгово-промышленной палаты РФ, руководитель рабочей группы по противодействию недобросовестной рекламе в сфере банкротства.
Машину изъяли, семья развалилась
По словам эксперта, начиная с 2020 года в ассоциацию арбитражных управляющих «Солидарность», которую она также возглавляет, начали поступать тревожные обращения. Люди жаловались, что хотели избавиться от долгов с помощью специальных фирм, но в итоге оказывались в еще большей долговой яме.
К примеру, пожилая женщина взяла кредит для внука, а затем по его совету обратилась в организацию, где предлагали «списать все долги». Но по факту долг только вырос.
Другой тюменец пришел в подобную фирму с автокредитом — занимал у банка на грузовую «Газель», хотел кормить семью. Увидел заманчивое объявление о том, что раз в 5 лет государство предлагает списать все долги, и клюнул. На самом деле, такое положение в законодательстве есть, но там четко прописаны параметры для тех, кто может это сделать.
Псевдоюристы заверили, что выплачивать кредит не нужно — они помогут. Главное — заплатить им за услуги и ждать банкротства. Мужчина прождал почти год. Результат плачевен: долг передали коллекторам, машину изъяли, жена ушла. «Спасителям» он заплатил около 200 тысяч рублей.
Ждите, все образуется
Татьяна Нуриева объяснила механизм действия подобных «помощников». Они размещают заманчивую рекламу, порой и в солидных СМИ, где обещают полное списание долгов. На некоторых объявлениях есть даже фото президента Путина, который якобы подписал Указ об обнулении долговой нагрузки.
Далее «юристы» довольно грамотно консультируют клиента и предлагают подписать договор, предмет которого — сбор документов для заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. Цена услуги в среднем 100 тысяч рублей. Для человека, который, к примеру, должен миллион, заплатить десятую часть за избавление от долга очень заманчиво. К тому же предусмотрена и рассрочка.
Далее должнику советуют ждать полгода, мол, все образуется. А когда он приходит вновь спустя указанное время, поясняют, что заявление в суд они подали, но поскольку арбитражного управляющего не назначили, дело прекратили. В это время долг растет, уже банк подает в суд либо передает должника коллекторам. В итоге ситуация становится еще хуже. Хотя на самом деле законодательство о банкротстве — реально работающий механизм для тех, кто не может платить кредиты, но только если этим занимаются действительно профессионалы.
Можно ли наказать мошенников? По словам Татьяны Нуриевой, довольно сложно. Во-первых, зачастую это фирмы-однодневки. Во-вторых, формально нарушения с их стороны нет — у нас свобода договоров, есть предмет договора, сумма. Это волеизъявление человека.
— Единственное, мы, как ассоциация арбитражных управляющих, собираем информацию о таких компаниях и передаем в УФАС, Комитет по защите прав потребителей, — поясняет эксперт. — Но эти методы мало действенны. Даже если УФАС запрещает рекламу сегодня, завтра выходит другая.
Что должно насторожить должника при обращении к юристам
1. Легкость процесса. Настоящий арбитражный управляющий попросит принести массу документов, из-за чего некоторые сразу пугаются, а зря.
2. Мошенники обещают списать все разом, но такое постановление может вынести только суд, гарантировать его решение заранее невозможно.
3. Аферисты запросто предложат клиенту взять новый кредит, чтобы оплатить услугу. Мол, возьмете 100 или 200 тысяч, спишем вместе со старыми долгами.
Фото: tirachardz, freepik.com