Вопросы модернизации системы финансовой отчетности и внедрения международных стандартов обсуждались 12 марта 2003 года в Минэкономразвития России. Участники обсудили основные положения проекта концепции развития системы учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Еще в январе 2003 года рабочей группой было предложено четыре основных сценария внедрения международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в России: постепенное сближение национальных стандартов финансовой отчетности и МСФО; единовременный переход на МСФО всех организаций; внедрение МСФО только в отношении консолидированной отчетности узкого круга компаний; поэтапное внедрение МСФО для консолидированной и индивидуальной отчетности более широкого круга организаций.
По сообщению пресс-службы Минэкономразвития, 17 февраля эксперты приняли решение о том, что наиболее эффективным сценарием является четвертый вариант — поэтапное внедрение МСФО в России. Данный сценарий предполагает механизм совмещения государственного и негосударственного регулирования. Основным его преимуществом является построение механизма саморегулирования и повышение прозрачности российских предприятий.
Согласно этому сценарию, с 2004 года на МСФО перейдут банки, а также ОАО, акции которых котируются на фондовых рынках. Затем, с 2006 года — перейдут публичные компании, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке, а также государственные унитарные предприятия. С 2010 года — компании, акции которых не обращаются на фондовых рынках, а также те, кто составляют отчетность по US GAAP.
Одной из основных проблем в развитии системы учета и отчетности, а также внедрения МСФО в России является недостаточная на сегодняшний день проработка организационных вопросов и низкая степень участия в преобразованиях бизнес-сообщества. Согласно мировой практике, государство является всего лишь одним, и не основным, участником процесса регулирования системы учета и отчетности. Основную роль играет профессиональное сообщество.
Участники совещания отметили необходимость создания Национального совета по МСФО, который действовал бы по принципам саморегулирования. В состав Совета должны входить представители российских компаний, государственных органов, а также профессионального аудиторского и бухгалтерского сообщества. В функции Национального Совета должно входить регулирование вопросов практического применения МСФО в российских условиях, формирование правил ведения учета для составления финансовой отчетности по МСФО, а также налоговой отчетности.