Поддавшись на уговоры фармацевта, журналист Людмила Карпенко купила недешёвый препарат, гепатопротектор, который она совсем не просила.
Оказывается, даже опыт журналистской работы в медицинской сфере — вовсе не гарантия того, что человек не поддастся на рекламные уловки, что уж говорить об обычных покупателях? Вроде планировал купить один препарат, а приобрел совсем другой. К тому же, как выяснилось впоследствии, эффективность волшебного средства никем не доказана. Как это происходит на практике?
«Вам нужен именно этот БАД»
Пришла в аптеку «Алия» рядом с домом — купить разные лекарства. Кстати, эта сеть недавно появилась у нас в городе. Когда я перечислила, что мне нужно, фармацевт вдруг начала настойчиво предлагать БАД Гепастронг Амино, чтобы улучшить работу моей печени, хотя о подобных препаратах я даже не упоминала.
По её словам, мне без этой замечательной добавки просто не обойтись. Она якобы лучшая на сегодняшний день и все другие, даже известные и имеющие доказанную научную эффективность, с ней не сравнятся. Названные мною средства для печени, которые я иногда принимаю (Урсофальк, Урсосан, Легалон
Я даже как-то растерялась. Вроде бы у хороших специалистов консультируюсь, но никто никогда не предлагал мне этот БАД. Как журналист, который пишет в основном о медицине, и как защитник своей печени, все неплохие препараты знаю. Но может, на самом деле, появилось какое-то чудесное средство, о котором ни я, ни врачи ещё не слышали?
Забегая вперед, скажу, что ни медики, ни провизоры в аптеках, к которым я обращалась, не знали об этом препарате. «Нет, врачи его не назначают, иначе бы пациенты у нас спрашивали, — говорили мне в аптеках. И поставщики нам никогда его не предлагали, а они у нас серьёзные, о хороших препаратах знали бы точно».
Я не очень внушаемый человек, но иногда попадаюсь на удочку мошенников. Или таких вот настойчивых фармацевтов. Меня убедили уверенные слова, что другие препараты не идут в сравнение с этим по составу. Поскольку Гепастронг в разных аптеках этой сети мне уже предлагали настойчиво не один раз, я попробовала навести о нём справки и… ничего не нашла. «О нём никто не знает, — говорю фармацевту, — это очень подозрительно, ни врачи, ни пациенты, фирма какая-то неизвестная. — Да вы что, у нас столько положительных отзывов от покупателей, он очень популярен», — убеждает меня девушка.
Доказательств эффективности нет
В общем, купила я этот БАД. Теперь мне очень хочется проверить, есть ли реально эти покупатели с их отзывам на препарат, или это мёртвые души, рождённые рекламным воображением старательного фармацевта. Пока ни одного доказательства того, что в этих коричневых капсулах действительно находится полезное средство, или что там хотя бы безобидная пустышка за 875 рублей, а не какое-то опасное вещество, я не нашла.
Только на самом сайте латвийской компании-производителя этот препарат был так пафосно расхвален, что меня это ещё больше смутило.
Так выглядят капсулы Гепастронга
Также выяснилось, что на российском рынке продаётся другой препарат Гепастронг с совсем иным составом. Обратившись в эту компанию, я получила ответ, что их препарат Гепастронг из трав, а про Гепастронг из Латвии с аминокислотами они не знают!
Когда я рассказала эту грустную историю знакомому фармацевту Ольге Владимировне, она отреагировала на неё такими словами: «Вот почему я уволилась из сетевой аптеки, чтобы не втюхивать покупателям какие-то „свои“ препараты». Между тем, согласно статистике, ежегодно от лекарственного поражения печени (из-за бесконтрольного, необоснованного приёма большого количества лекарств и БАДов) погибает около 40 000 человек (!).
Не меняем по закону
Я уверена, что многие сотрудники аптек легко и беспечно рекомендуют разные препараты, потому что их ошибочные советы после продажи ненаказуемы. Ведь по закону лекарственные препараты обмену и возврату не подлежат. Это странный и, на мой взгляд, недоработанный закон, ущемляющий права потребителей.
Например, когда в аптеке «Алия» я назвала нужный мне препарат, то фармацевт сразу пробила его на кассе, не показывая мне, и подала в пакете. Я открыла пакет, не узнала привычную упаковку и сказала, что мне нужен этот же препарат, но другого производителя. Именно оригинал, а не этот дженерик не самой популярной фирмы.
«Ничего обменивать не буду, вы не уточнили, что вам нужен оригинал. Обмену и возврату лекарства не подлежат, — ответила сотрудница аптеки.
Но ведь если я прошу в магазине молоко, мне не пробивают любое на усмотрение продавца, а спрашивают про цену и бренд. Я обратилась к руководителю аптеки с просьбой провести служебное расследование по поводу самоуправства фармацевта и заменить ненужное мне лекарство.
Однако заведующая аптеки «Алия» сообщила, что я не смогу доказать свою правоту. Мол, оба препарата (и БАД Гепастронг, и дженерик) я просила сама, аудиозаписи разговора нет. В этой связи я считаю, что для защиты потребителей продуктов фарминдустрии было бы правильно законодательно обязать аптеки записывать общение с покупателями. Как это делают в медучреждениях. Слишком тяжелыми могут быть последствия от непрофессиональных аптечных советов.
К слову, фармацевт, настойчиво предлагая мне срочно пропить этот БАД, даже не поинтересовалась, сколько лекарственных препаратов я принимаю ежедневно (на сегодняшний день их четыре). Получить цирроз печени из-за избыточной нагрузки от пятого, неизвестного по действию препарата, в таких случаях проще простого. В группу риска попадают люди, принимающие длительно более трёх препаратов, в том числе и БАДов, которые многие ошибочно считают безобидными.
Но вину аптекаря доказать будет сложно: нет аудиозаписи — нет преступления. Хорошо, что я подстраховалась и записала наш разговор с фармацевтом на телефон. По крайней мере, у меня есть веский аргумент в дальнейшем диалоге с руководством аптеки.
Да, и еще один совет покупателям: если пришли в аптеку, и вам нужен профессиональный совет сотрудника, обращайтесь к тому, у которого на бейджике написано «провизор», это специалист с высшим образованием. Он более эрудированный и подкованный в фармакологии, нежели фармацевт.