Счетная палата России выявила в 2002 году нецелевое использование бюджетных средств в размере 5,5 млрд рублей, из которых возвращено в федеральный бюджет 2 млрд рублей. По материалам контрольных мероприятий палаты было возбуждено 72 уголовных дела, для сравнения: в 2000 году — 20, в 2001 году — 49. Такие данные прозвучали на совещании руководителей федеральных правоохранительных органов, на котором рассматривался вопрос о состоянии законности в Российской Федерации и мерах по ее укреплению.
В Счетной палате отмечают, что несовершенство российского законодательства ведет к недопоступлению в бюджет значительного объема средств. Так, действующее законодательство позволяет налогоплательщикам значительно уменьшать налоговую базу по налогам на прибыль и уводить из-под налогообложения большие суммы средств. Как показал ряд проверок, сообщили корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» в пресс-службе палаты, некоторые нефтяные компании до 97% своей прибыли формируют за счет минимизации налоговой базы путем осуществления деятельности через юридических лиц, зарегистрированных в зонах льготного налогообложения. В экономику России эти средства практически не инвестируются, что является одной из причин снижения темпов экономического роста. В связи с этим Счетная палата предлагает внести в фискальное законодательство изменения, направленные на существенное увеличение доли рентно-ресурсных платежей, что позволило бы снизить налоговую нагрузку на другие секторы экономики и одновременно более эффективно решать социальные задачи.
Существенным резервом пополнения доходов федерального бюджета является упорядочение производства и оборота алкогольной продукции. Объемы теневого оборота составляют, по экспертным оценкам, от 40 до 50% годового потребления. Потери консолидированного бюджета оцениваются в размере более 40 млрд рублей. Счетная палата внесла в Правительство предложение о переносе акциза с алкогольной продукции на спирт, что позволит значительно повысить эффективность системы регулирования производства и оборота алкогольной продукции, сократить число налогоплательщиков и расходы государства на содержание контролирующих органов.
Рост поступлений в бюджет обеспечит и наведение порядка в системе управления федеральной собственностью, считают в Счетной палате. Так, реестр государственной собственности в полном объеме до сих пор не сформирован. Большинство федеральных органов исполнительной власти предусмотрели для своих подведомственных ФГУП нормативы отчислений прибыли в размере 2−5%, тогда как
В связи с начавшейся реструктуризацией естественных монополий повышенного внимания требует и контроль за финансово-хозяйственной деятельностью и использованием государственной собственности в МПС РФ, РАО «ЕЭС России» и «Газпроме». Счетная палата регулярно обеспечивает финансовый контроль за их деятельностью. Так, по факту многомиллиардного ущерба, выявленного совместной проверкой Счетной палаты и ФСБ в 2001 году в МПС, возбуждено уголовное дело, приведшее к отставке руководителя этого ведомства.
По мнению Счетной палаты, ряд серьезных рисков с точки зрения экономической безопасности возникает и в связи с запланированной реформой электроэнергетики. В ходе проверки в РАО «ЕЭС России» выяснилось, что существующие подходы к формированию рынка электроэнергии могут привести к резкому, более чем в два раза, увеличению тарифов для населения и бюджетных организаций. И хотя в деятельности самого холдинга отмечается улучшение финансовых показателей, сохраняется практика неэффективного и практически бесконтрольного расходования значительной части прибыли энергомонополии.