Организациям советуют обучать универсальных специалистов.
Тюменские организации начали испытывать нехватку специалистов. Часть сотрудников сменили место жительства, в том числе на зарубежные страны. Часть попали частичную мобилизацию, плюс начался призыв на срочную службу. Советы работодателям в данной ситуации дали эксперты на конференции «Риски, с которыми бизнес столкнется в ближайшее время и способы управления ими», организованной «Деловой Россией».
Кадровая безопасность
Раньше могли сказать: мол, иди — увольняйся, свято место пусто не бывает, за дверями стоят другие желающие работать, и все в таком роде. Сегодня эта парадигма не срабатывает. «За дверями» действительно могут стоять другие, однако неизвестно, позволят ли их компетенции закрыть кадровый вопрос.
«В Тюменской области традиционен приток миграционных ресурсов. Но надо посмотреть: кого провожаем и кого встречаем. Смогут ли приезжие удовлетворить потребности бизнеса? Сегодня сталкиваемся со структурным несоответствием. Приходится не только на ходу переобуваться, но и обучать, чтобы закрыть какую-то нишу, где это возможно», — говорит эксперт бизнес-школы Be Mind, кандидат юридических наук Лариса Калугина.
В данной ситуации необходимо разработать стратегию кадровой безопасности организаций. Для этого проанализировать структуру и персонал по функциям. Расширить горизонт поисков кадрового резерва: рассматривать для трудоустройства в том числе студентов, пенсионеров, женщин на мужские профессии (кстати, это уже проводится), самозанятых специалистов. Для поиска подключать кадровые службы.
Организациям рекомендуют обучать универсальных специалистов, которые смогут заменить коллег при необходимости. Также эксперты советуют не тратить время на поиск своих «звезд» на замену, которые выбыли с производства, а подбирать по компетенциям и функционалу.
Ревизия кадров и помощь своим
Повторимся, что необходимо провести ревизию своих кадров, причем не только по функционалу. Элементарно перепроверить данные, которые могли заполнить 5-10 лет назад: адреса, телефоны, контакты для оповещения.
«Требования к воинскому учету ужесточают. Крупные, стабильные, с историей предприятия воинский учет вели, новые — далеко не все. С 8 января 2022 года утверждена новая инструкция Минобороны, — говорит эксперт. — Кроме того, нужно также понимать различие между бронью и отсрочкой. Бронь закрепляется за рабочим местом, профессией, отсрочка дается конкретному человеку».
Комиссии по бронированию в Тюменской области есть по ссылке.
Руководитель комитета по юридическим вопросам и правовой защите бизнеса «Деловой России» Степан Матаев отметил, что 82% компаний помогают своим работникам в связи с частичной мобилизацией. Законов появляется много, однако далеко не все понимают, как они действуют на деле. 38,2% организаций занимаются разъяснением норм и правил, 5% открыли канал по юрпомощи, 2,6% - по психологической помощи
Организациям эксперт советует тщательно отслеживать все изменения в законодательстве и готовить свой «план В». В случае, если под мобилизацию может попасть руководитель, заранее продумать процесс передачи полномочий.
Работодатели также должны разработать план ГО и ЧС, провести реальное обучение сотрудников, подготовиться к возможным эвакуационным мероприятиям.
Экономить и «утеплять»: как бизнесу остаться на плаву
Ситуация неопределенности сейчас для всех. Что делать? Свои советы дал бизнесмен, участник комитета денежно-финансовой политики «Деловой России» Илья Новиков.
«От кризиса мы не убежим, все равно будем в нем жить. Главное — работать эффективнее, чем конкуренты. Сейчас клиенты больше ориентированы на экономию, в будущем, когда рынок восстановится, — на сервис, — говорит эксперт. — По своему опыту скажу, что нужен экспресс-анализ, когда постоянно снимаем какие-то метки, чтобы понять, как двигаться. Второе — план действий, который похож на навигатор. И если в процессе пути к нашим корпоративным целям появляются преграды, то наш путь должен выстраиваться почти автоматически, но мы обязаны знать запасную тропинку».
У расходов три важные направления: недвижимость, маркетинг и кадры. Сейчас есть тенденция к снижению цен на коммерческую недвижимость, которой можно воспользоваться.
«После кризисов 2008 года, 2014 года, буквально через год после восстановления рынка стоимость недвижимости росла, — говорит Илья Новиков. — На аренде сейчас можно сэкономить, но через год-два-три рост неминуем».
Бюджет на маркетинг эксперт рекомендует обязательно сохранить, хотя и здесь произошли изменения. Есть сужение рекламы в поисковиках и соцсетях. Из соцсетей набирает популярность telegram.
Эксперт советует использовать альтернативу сарафанного радио — рекомендательный трафик (рекомендательные скидки и промокоды, отзовики). Кроме того, важно сохранить свою клиентскую базу и «утеплить» ее.
Ранее «Вслух.ру» писал, что тюменские работодатели могут принять участие в мониторинге рынка труда. Кстати, в ближайшие три года в регионе прогнозируют потребительский рост.
Тем временем центр «Мой бизнес» помогает тюменцам вывести продукцию на популярные маркетплейсы. А 1 декабря в Тюмени пройдет экспортный форум с участием зарубежных спикеров.
Фото: Вслух.ру