Директор областного департамента инвестполитики Леонид Остроумов рассказал «Вслух.ру» о том, какие проекты будут реализованы в регионе в 2018 году.
— Здравствуйте! Это проект «Вслух. Среда». Зовут меня Данила Фатин. У нас в гостях сегодня директор департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области Леонид Остроумов.
— Здравствуйте!
— Леонид Сергеевич, в конце года принято подводить итоги в самых разных сферах. Поскольку вы возглавляете департамент инвестиционной политики, сегодня поговорим об инвестициях. Это вообще наша любимая тема, и зрителям будет интересно узнать, что у нас за прошедший год произошло. Главный вопрос — какой объем средств удалось привлечь благодаря реализации инвестиционных проектов в регионе?
— Пока у нас есть данные только за девять месяцев. К сожалению, годовые данные будут готовы только в феврале 2018 года. Если говорить о сведениях за девять месяцев, то это 192 млрд рублей инвестиций, которые пришли в экономику Тюменской области. Если говорить о динамике, то это плюс 4,5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В областной программе инвестиционной политики такой рост и предусмотрен — на уровне 5%. И мы надеемся, что итоговые цифры будут этому соответствовать.
— Вы назвали такую цифру — 192 млрд рублей. Вряд ли многие могут понять, много это или мало.
— Я для этого и озвучил динамику — она положительная. То есть, привлекли средств больше, чем в прошлом году. Из года в год в Тюменской области объем инвестиций прирастает. Это цель нашей работы, и мы ее достигаем.
— Когда говорят об инвестиционной привлекательности, в первую очередь вспоминают налоговые льготы. Какой объем налоговых льгот был предоставлен инвесторам в 2017 году?
— Не соглашусь с утверждением, что всегда вспоминают именно о налоговых льготах. Все-таки для оценки инвестиционной привлекательности используется более широкий спектр критериев. Есть национальный рейтинг инвестиционной привлекательности субъектов Федерации, и налоговые льготы составляют незначительную часть в параметрах оценки. В основном, инвестиционный климат формируют другие показатели, в том числе и работа органов власти, которые регулируют инвестиционный процесс. По этому показателю Тюменская область ежегодно попадает в число лидеров. Последние итоги подводили на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме: Тюменская область заняла шестое место. Мы в этом отношении очень неплохо смотримся.
Что касается налоговых льгот, то, на самом деле, это вопрос применительно к инвестиционным проектам двоякий. Вообще, департамент финансов оперирует понятием «выпадающие доходы» областного бюджета. Вместе с тем, если речь идет о новых проектах, то говорить о выпадении доходов немножко некорректно, поскольку, если налоговые льготы не предоставить, то проект не состоится, и в принципе не будет ни выпадающих доходов, ни каких-либо других. На уровне региона принято отдельное постановление, согласно которому мы совместно с департаментом финансов проводим определенную работу по оценке эффективности налоговых льгот. Результаты показывают, что минимальная эффективность оценивается так: на 1 рубль налоговых льгот приходится 3,2 рубля поступлений в областной бюджет. Соотношение примерно такое.
— 2017 год вы наверняка для себя планировали и примерно представляли, сколько инвестиций удастся привлечь. Вы уже сказали, что в сравнении с девятью месяцами прошлого года наблюдается рост. Это была прогнозируемая ситуация?
— Да, в областной программе процентный рост и заложен. Если по итогам года наши ожидания и планы будут превышены, то это только плюс. Вообще, в текущем году мы, как и планировали, завершили реализацию 21 крупного инвестиционного проекта. Думаю, все слышали о комплексе переработки индейки в Юргинском районе, который в этом году был запущен. Завершилась модернизация завода БКУ. Совсем недавно открылся завод «Полипак» в Исетском районе по производству бигбэгов (это производственная цепочка по переработке полипропилена). Есть и ряд других проектов. Более мелких гораздо больше. Кстати, почти на каждом инвестиционном совете раз в месяц мы подводим некие итоги мониторинга. Инвестиционное агентство — орган, который большую часть проектов сопровождает, выносит на совет и вопросы о переводе проектов в нашем реестре из состава сопровождаемых и реализуемых в список реализованных.
— Какие направления интересуют инвесторов помимо тех, что вы перечислили? Понятно, если в регионе успешно развивается некое направление, то новый инвестор уже более уверенно сюда приходит. Может быть, есть какие-то необычные области для деятельности? Например, о высокотехнологичных сферах в последнее время много говорят.
— Если говорить о высокотехнологичных отраслях, то в этом году мы сделали серьезный упор на развитие IT-индустрии. Тюменская областная дума приняла ряд законов, которые предоставляют компаниям, работающим в этой отрасли, налоговые льготы, снижают ставку по налогу на прибыль и уменьшают налоговую ставку по упрощенной системе налогообложения. Кроме того, для этих компаний мы предусмотрели возможность субсидирования при покупке серверного и компьютерного оборудования в лизинг. Мы завели эту форму поддержки в ту же субсидию, которую предоставляют нефтегазовым компаниям на возмещение затрат на приобретение оборудования. Теперь она распространяется и на IT-продукты. Тем самым мы стимулируем развитие IT-направления в Тюменской области. Мы перепрофилировали тюменский бизнес-инкубатор: он предоставлен компании Esoft, которая недавно появилась в IT-направлении и достаточно динамично развивается. Мы надеемся, что за период инкубирования она выйдет не только на российский рынок, но и на международный.
Если про высокие технологии говорить в другом аспекте, то они применяются в большей части инвестиционных проектов, которые реализуется в Тюменской области. Я уже упомянул завод по производству индейки в Юргинском районе. Казалось бы, это сельское хозяйство, какие там инновации? Тем не менее, если посмотреть на то оборудование и технологии, которые применяются, то, по словам инвесторов, на этом предприятии часть техники вообще впервые в мире использована. Технология очень серьезная, основанная на научных разработках. Это действительно высокотехнологичное производство. Объем производства продукции там составит 40 тыс. тонн.
— Получилась своеобразная экспериментальная площадка?
— Да, для производителя оборудования это проект уникальный. Те специалисты, которые приезжали и настраивали оборудование, в этом отношении получили новый опыт.
Другие проекты, которые на слуху, тоже высокотехнологичны. Тот же Антипинский НПЗ — это высокотехнологичное производство. Глубина переработки сырья достигает 98%. По российским меркам это очень и очень хорошие показатели, если не сказать, что они лучшие. Что касается завода «Тобольск-Полимер», он выпускает полипропилен, а это тоже продукция высокой степени передела экспортной направленности. Компания «СИБУР» продолжает реализовывать проект строительства завода «Запсибнефтехим». Мы ожидаем, что в 2019 году он будет запущен. Появится новая продукция, уже полиэтилен.
— Та продукция, которая производится в результате реализации инвестиционных проектов, будет экспортироваться?
— СИБУР уже экспортирует около 50% полипропилена, который производит на Тобольской промышленной площадке. Доля экспорта продукции Антипинского НПЗ составляет около 80%. Если говорить о завершенных проектах, то экспортным потенциалом обладает Тюменский фанерный завод, «Дина Энерджетикс» с кумулятивными зарядами. «Аминосиб» — завод по производству лизина, который был запущен в этом году, на 100% направлен на импортозамещение. Прежде в России производили минимум лизина, его завозили из-за рубежа. Это пищевая добавка, которая применяется в сельском хозяйстве. Проект тоже обладает экспортным потенциалом, и часть продукции будет поставляться на экспорт.
— К нам приходили на программы представители малого и среднего бизнеса. Они говорили, что у них тоже есть возможность поставок за границу. Если упоминать о малом и среднем бизнесе, поддерживает ли такие компании экспортный центр?
— Центр поддержки экспорта функционирует уже не первый год, однако чем этот год отличается от предыдущих? Была поставлена задача добиться прироста экспорта и разработать дорожные карты. Были отобраны около ста субъектов малого и среднего предпринимательства, с ними заключены меморандумы о сотрудничестве для понимания, что предприятие действительно проявляет к этой теме интерес и готово рассматривать вопрос поставок на экспорт. Ну и, собственно, экспортный центр прилагал усилия уже в отношении конкретных предпринимателей. Результатом этой деятельности должна стать разработка дорожных карт по каждому направлению. Уже отработали три вектора — пищевая продукция, сфера деревопереработки и АПК. Составили 189 дорожных карт в зависимости от страны, поскольку у каждого государства есть свои особенности в экспортных поставках. Мы надеемся применительно к каждому предпринимательскому проекту выйти на 189 планов и их «докрутить».
Что касается конкретных примеров, около 30 проектов сопроводил только наш экспортный центр в ходе бизнес-миссий (их было четыре в этом году). На двух выставках в Казахстане мы содействовали участию предпринимателей. В частности, речь идет о предприятии по производству аэрозолей, о заводе по производству печенья из Ялуторовска. Многие предприятия малого и среднего бизнеса имеют экспортный потенциал. Нам важно только понять, какой у них продукт, в какую страну они намерены его отправлять, правильно сопроводить информационно и помочь практически. Самое главное, чтобы продукт был конкурентоспособным. Например, иван-чай пользуется спросом в Китае. Теперь, чтобы правильно выстроить поставки, надо найти партнеров и обеспечить нормальный объем производства, ведь мы понимаем, что в Китае большой объем потребления. Если китайцы заинтересуются, нам здесь нужно будет напрячься, чтобы удовлетворить их спрос.
— Да, они в продукции заинтересованы, готовы ее принять, но иногда называют такие объемы, которые никакой малый бизнес не потянет. Я не знаю, что производителю в таком случае необходимо будет сделать, чтобы удовлетворить запрос.
— Даже если один конкретный субъект предпринимательства не осилит производство нужного объема, то есть возможность кооперации с другими производителями, которые задействованы в этой сфере. Наконец, есть возможность расширения производственных мощностей. Основная проблема, с которой предприниматели сталкиваются, — невозможность продать то, что они выпустили. Мы на протяжении ряда последних лет активно субсидировали лизинг оборудования. Это означает, что предприниматели в достаточной степени вооружились с точки зрения производства, научились делать продукцию. Сейчас встает вопрос сбыта. Поэтому, если спрос опережает возможности, мы готовы помочь. Все программы поддержки бизнеса сохраняют свое действие. Можно поставить новую линию, создать новые рабочие места для того, чтобы выпускать больше продукции — в том объеме, который будет соответствовать спросу.
— В уходящем году в Тюменской области много говорили об индустриальных парках. Но не все пока понимают, что это такое. Достаточно ли этих индустриальных парков? Нужно ли строить еще? Как обстоят дела с их заполняемостью?
— Индустриальный парк в Боровском почти заполнен. Там, по сути, остался один участок, и на него поступило достаточное количество заявок. На экспертном совете будут рассматривать, какой проект туда войдет. Там мы уже в первом квартале 2018 года планируем открытие производств. Индустриальный парк меньше чем полтора года назад был зарегистрирован в Минпромторге и получил свой статус. За полтора года мы не только набрали резидентов, которые на 90% заполнили парк, но уже в ближайшее время как минимум три производства начнут свою деятельность.
Что касается второго парка — это Богандинский — там достаточно большая площадь. Мы предусмотрели поэтапное освоение этой территории. Следовательно, места для размещения производств в любом случае хватит, по крайней мере, исходя из ситуации в текущий момент. Если говорить в целом о привлекательности Богандинского парка для реализации проектов, то по сравнению с Боровским она чуть ниже. Однако сейчас, когда осталась незанятой только Богандинская площадка, процесс ее наполнения резидентами будет более активным.
Что касается задела на будущее, сегодня мы оформляем агроиндустриальный парк в Ишимском районе. Там будут проекты аграрной направленности, связанные с сельским хозяйством. В целом вопроса об эффективности индустриальных парков не стоит. Это подготовленные участки, они интересны инвесторам, и это предложение, с которым мы выступаем на всевозможных площадках. Любой инвестор, который приезжает в Тюменскую область, обязательно получает информацию, мы показываем парк вживую. В принципе, индустриальные парки — достаточно эффективный инструмент для привлечения инвесторов, тем не менее, мы не ограничиваем инвестора только этим. И все же, это достаточно серьезный аргумент, чтобы выбрать местом размещения своего производства Тюменскую область.
— Всегда ли предприниматели, которые обращаются за государственной поддержкой, на самом деле нуждаются в ней? Рассмотрим пример с компанией «Этажи», которая получила для реализации своего нового направления деятельности место в бизнес-инкубаторе. Но ведь «Этажи» — сильный игрок. Он действительно нуждается в помощи?
— Во-первых, «Этажи» обратились за поддержкой с инновационным проектом, который направлен на развитие IT-отрасли. Для них это новое направление деятельности. Как раз начинающий бизнес, размещенный в инкубаторе, — это в принципе достаточно логично, с одной стороны. С другой стороны, если мы говорим об эффективности работы самого инкубатора, то модель сотрудничества с резидентом в лице «Этажей» привела к тому, что расходы областного бюджета на содержание имущества по сути перекрываются теми платежами, которые предоставляет резидент бизнес-инкубатора. Если раньше мы тратили деньги на то, чтобы содержать управляющую компанию и дотировать какие-то статьи, то на сегодня ситуация обратная. Бюджетное учреждение мы оптимизировали в рамках Агентства инфраструктурного развития Тюменской области. Сократили численность и расходы на его содержание, получили экономию для бюджета. В целом, когда проект выйдет в свободный полет, это будет еще один, как мы надеемся, крупный игрок в IT-отрасли в Тюменской области.
— Благодаря вам мы теперь хорошо представляем себе, что произошло в сфере инвестполитики в уходящем году. Интересно узнать о том, какие инвесторы могут зайти на территорию региона в 2018 году?
— Есть компании, с которыми ведутся переговоры, но называть их я, разумеется, не буду. Для инвестора не всегда комфортно, когда он еще ни одного разрешения не получил, а за него уже что-то анонсируют. С другой стороны, преждевременные заявления иногда бывают определенным сигналом для людей, которые хотят на этом процессе поживиться.
Если говорить про планы на 2018 год, то надо упомянуть, что серьезный задел сделан в предыдущие годы. Продолжается строительство завода «Запсибнефтехим», ориентировочно оно продлится до 2019 года. Компания «Фарма-Синтез» анонсировала еще один собственный проект. Они уже выполнили проектирование, получили разрешение на строительство и вышли на свою площадку рядом с действующим заводом, где будет построено дополнительное производство. Объем инвестиций превышает 3 млрд рублей.
Заключен специальный инвестиционный контракт с компанией «Транснефть-Сибирь». В 2018 году она начнет строительство завода по выпуску оборудования для эксплуатации, обслуживания и ремонта объектов трубопроводного транспорта и нефтяной промышленности, который будет функционировать на базе Тюменского электромеханического завода. Этот проект тоже оценивается в 3 млрд рублей инвестиций, будут созданы новые рабочие места. Есть планы у тех инвесторов, которые построили завод по переработке индейки. Они рассматривают возможность производства бройлеров. Может быть, еще и этот проект реализуют, но окончательное решение пока не принято, мы находимся в стадии переговоров с инвесторами.
Будет развиваться кондитерское предприятие в Ялуторовске, однако там инвестор достаточно осторожный, он очень взвешенно подходит к своим шагам, чтобы понять потянет или не потянет инвестиционный проект. По итогам переговоров мы остановились на том, что он структурирует свой проект, а мы посмотрим, чем сможем помочь в его реализации, чтобы он действительно был успешным. Переговоры пока в самом начале.
— Спасибо большое. Дорогие друзья, гостем программы «Вслух. Среда» стал директор департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области Леонид Остроумов. Меня зовут Данила Фатин. Всего доброго!