Инновационными могут быть не только продукты и услуги – инновационным может и должен быть образ действий, уверен губернатор региона.
У Тюменской области есть конкурентный и инновационный потенциал, и немалый, уверен губернатор Владимир Якушев. Об этом он заявил сегодня, выступая с ежегодным Посланием областной думе. Мобилизацию этого потенциала он назвал второй генеральной задачей из трех, стоящих перед жителями региона в этот сложный период.
«Собственно, конкурентоспособность и инновационность — почти синонимы, если понимать последнюю не в узком, технологическом, а в широком, стратегическом и ментальном смысле, — отметил Владимир Якушев. — „Инновация отличает лидера от подражателя“, — сказал Стив Джобс. А уж он-то знал, что такое конкурентная борьба и как в ней побеждать».
По мнению главы региона, базовые институты поддержки такого потенциала, которые уже созданы, необходимо встряхнуть и перенастроить. «У многих складывается впечатление, что инновационная деятельность ограничивается только стенами технопарка, — заметил он. — Но это лишь часть большой инновационной системы. И в его стенах уже появились неплохие проекты. Но, к сожалению, от них мы еще не получаем кумулятивного, синергетического эффекта. Такого, который ощутила бы вся экономика региона».
Причину этого глава региона видит в несовершенстве цикла коммерциализации перспективных разработок. «Пока все это напоминает железнодорожную станцию, на которой маневровые паровозики бегают туда-сюда, отчаянно свистят, выпускают клубы пара, а тяжелые составы магистрального назначения стоят, — пояснил он. — Тут проблема не в стрелочниках, а в диспетчерах. Потому что в рейтинге инновационной активности регионов мы на 11-м месте в стране, а по доле организаций, на деле применяющих технологические инновации, только на 28-м. Не правда ли, хорошо видно, где возникает затор?»
Губернатор признал, что есть моменты, которые могут быть отрегулированы только на федеральном уровне. Например, законодательство о закупках должно отдавать инновационной продукции приоритет на всех аукционах и конкурсах, проводимых государственными и муниципальными органами власти, корпорациями и предприятиями (разумеется, при прочих равных условиях). По мнению Владимира Якушева, бесполезно стимулировать предложение инноваций, не стимулируя спрос на них. «И мы будем работать в этом направлении, — добавил он. — Но есть вещи, которые можно сделать здесь и сейчас, собственными силами. Ведь инновационными могут быть не только продукты и услуги — инновационным может и должен быть образ действий».