Объем продаж новых иномарок в России в 2004 г. в денежном выражении существенно превысит выручку от продаж отечественных машин, прогнозируют аналитики. Газета «Ведомости» приводит подсчеты Объединенной финансовой группы (ОФГ), согласно которым на новые импортированные автомобили покупатели потратят в этом году $ 4,8 млрд, на иномарки, собранные в России (с учетом «Шеви-Нивы») — еще около $ 2 млрд. В то время, как отечественные автозаводы заработают на продаже своих автомобилей лишь $ 4,3 млрд, утверждает аналитик ОФГ Елена Сахнова.
По словам Сергея Алексейчука, вице-президента Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД), уже сейчас в России иномарок продано на $ 6 млрд, а отечественных автомобилей — более чем на $ 4 млрд. При этом по сравнению с прошлым годом продажи иномарок выросли на 80%, а отечественных машин — на 5−10%. За девять месяцев этого года было продано 245 000 новых иномарок и 731 000 российских автомобилей. А по итогам года, прогнозирует РОАД, объем продаж иностранных автомобилей достигнет $ 7,6 млрд, а отечественных машин — $ 5 млрд. Аналитики тольяттинского агентства ladaonline отмечают, что рост выручки отечественных автозаводов достигается в основном за счет повышения цен на машины, а не увеличения объемов продаж. Дмитрий Иващенко, директор по развитию дилерской сети Ford Motor в России, считает, что продажи отечественных автомобилей в ближайшие годы останутся прежними, а рынок, который за этот период вырастет почти в два раза, будут завоевывать иномарки.
По данным компании «АСМ-холдинг», флагман российского автопрома — «АвтоВАЗ» в январе — сентябре сократил свою долю в объеме продаж легковушек более чем на 5% до 66%. Продажи автозавода за девять месяцев, по данным «АСМ-холдинга», выросли лишь на 0,4%, тогда как, например, корейская марка Hyundai «выросла» более чем в 3,5 раза до 33 600 автомобилей, японская Toyota — в 1,8 раза до 33 000 автомобилей, а Ford — в 2 раза до 26 500 автомобилей.
Правда, как отмечал Иващенко из Ford Motor в выступлении на недавней конференции «Автодилер», чтобы догнать по объему продаж отечественные автомобили, иномаркам потребуется еще семь лет — лишь к 2010 г. в России будет продаваться 800 000 — 1 млн иностранных автомобилей в год.
Игорь Пономарев, финансовый директор группы Genser, говорит, что российские автодилеры находятся сейчас в состоянии эйфории — рост продаж иномарок опережает все прогнозы, а рентабельность существенно выше, чем на Западе. Например, по данным Ford Motor, рентабельность дилера, работающего с массовыми брэндами, в Европе составляет 1−2% от оборота, а в России не опускается ниже 3%. По словам Пономарева, рентабельность продаж Opel составляет 6,3%, Nissan — 6%, Daewoo — 4%, Renault — 3,6%. Однако участники недавней конференции «Автодилер-2004» дружно говорили о том, что дилерам пора готовиться к ужесточению конкуренции на рынке. Правда, никто не может предсказать, когда она наступит. По мнению Алексейчука, продажи иномарок в России будут увеличиваться еще около семи лет. Однако делать прогноз их динамики он не берется. «Это зависит от слишком многих факторов. Например, в начале 2004 г. эксперты предсказывали 30%-ный рост [продаж иномарок], а к концу года получилось в два с лишним раза больше», — объясняет Алексейчук. Елена Сахнова полагает, что импорт автомобилей будет расти вплоть до 2013 г. А доля отечественных автомобилей на рынке — снижаться на несколько процентов в год.
У отечественного автопрома три главные проблемы, считает Сахнова: невысокое по сравнению с иномарками качество, отсутствие новинок и постоянно растущая цена, приблизившаяся уже к дешевым иномаркам. А аналитик «Метрополя» Денис Нуштаев напоминает, что многие иномарки сейчас в обслуживании обходятся не дороже отечественных, а на сервис корейского автомобиля можно потратить на 20−30% меньше, чем на обслуживание отечественной машины.
Впервые российские автомобили на отечественном рынке оказались в проигрыше еще по итогам 2002 г. — тогда их по объему продаж обошли подержанные иномарки. Последних было продано на $ 3,2 млрд против $ 3 млрд, вырученных за российские автомобили. Правда, тогда никто из аналитиков даже не мог предположить, что уже через два года 1-е место по объему выручки на рынке займут новые иномарки.