Аналитическая группа SmartMarketing объявила итоги исследования российского рынка игр для мобильных телефонов за 2004 год. В прошлом году объем российского рынка мобильных игр составил 5,3 млн экземпляров игр для мобильных телефонов с поддержкой Java, Mophun и BREW на сумму около 12,21 млн долларов.
«Рынок мобильных игр развивается стремительно, и в конце года этот процесс резко активизировался, — отметила менеджер по маркетингу SmartMarketing Светлана Завьялова. — Несмотря на некоторые технические ограничения, которые все еще играют роль сдерживающего фактора в развитии рынка, степень проникновения телефонов с Java нарастает и тем самым стимулирует развитие рынка мобильных игр. Рынок мобильных игр уже сформировался, но согласно предварительным прогнозам в 2005 году следует ожидать роста игрового сектора на 150−170%».
Как сообщает информагентство «Росбалт», итоги 2004 года демонстрируют положительную квартальную динамику: в I квартале 2004 года рост игрового сектора составил 13%, во II квартале — 14%, в III квартале — 29%, в IV квартале — 43%. Среди наиболее интересных тенденций, которые зафиксированы по итогам года, аналитики отмечают начало ценовой диверсификации, а также попытки поставщиков мобильного контента упростить клиентам процедуры оплаты и инсталляции игр. Ранее цены на игры оставались одинаковыми, но в течение года на рынке наблюдалась значительная ценовая диверсификация.
Покупатель игр для мобильных телефонов на сегодня — это мужчина в возрасте 13−27 лет, приобретающий в течение года не менее трех игр и отдающий предпочтение известным маркам. В то же время большинство представителей данной аудитории готовы использовать нелицензионные игры, что обуславливает значимый уровень «мобильного» пиратства. По оценкам SmartMarketing, этот уровень составляет не менее 71% от емкости рынка легального программного обеспечения. В большинстве случаев мобильное пиратство носит характер стихийного обмена легально приобретенными экземплярами игровых программ в сообществах пользователей и на сайтах, созданных энтузиастами и содержащих подборки программ.
По оценкам SmartMarketing, тройка ведущих независимых поставщиков мобильных игр по итогам года выглядит так: PlayFon (LSC Ltd.), PlayMobile (NMG), Revkom (SPN Digital). Все провайдеры развиваются активно и динамично. Всего на рынке мобильных игр действуют около десятка операторов, использующих различные схемы лицензирования и продажи.
В структуре продаж мобильных игр доминируют игры для моделей Nokia (17,2% по итогам 2004 года), на втором месте — Sony Ericsson (13,2%), на третьем — Siemens (12,2%). В пятерку лидеров также входят игры для мобильных телефонов Samsung (4,3%) и LG (3,5%).
Среди перспективных направления развития рынка называются развитие многопользовательских игр, игр-лотерей и турниров, абонементных схем распространения контента, рекламных игр, а также брендированных разработок.