Сбербанк объявил о своей готовности быть третьей стороной в партнерстве бизнеса и власти.
Сбербанк готов к участию в реализации инвестиционных проектов в Тюменской области на принципах государственно-частного партнерства. Об этом на круглом столе «Реализация инфраструктурных проектов с применением механизмов ГЧП. Синергия бизнеса и региона» заявил старший управляющий директор-начальник управления инфраструктурного финансирования Сбербанка Андрей Карасев.
По его словам, Сбербанк — один из лидеров в реализации проектов ГЧП. В учреждении видят большой потенциал в развитии инфраструктуры различного толка через принципы государственно-частного партнерства и концессию. «Все знаем про степень износа инфраструктурных объектов в стране и потребности в их модернизации в связи с динамичным развитием регионов. Иногда в бюджете не хватает средств для реализации проектов», — сказал Андрей Карасев.
Причем, он подчеркнул, что денег бывает недостаточно не столько для того, чтобы построить, сколько на то, чтобы в дальнейшем содержать определенную инфраструктуру. Государственно-частное партнерство призвано помочь участникам объединить усилия. Оно позволяет правильно распределить ответственность за те или иные виды работ, а также снизить расходы на реализацию проекта публичной стороны, в случае с Тюменской областью это правительство региона.
Говоря о концессии, Андрей Карасев напомнил, что это механизм реализации проекта, в котором участвуют сразу несколько сторон. Публичная сторона — концедент, который устраивает концессионный конкурс. Концессионер — та частная компания, которая будет реализовывать инвестиционный проект практически. Финансовой стороной может выступить банк, который предоставляет кредит концессинеру для участия последнего в реализации инвестиционного проекта.
В рамках концессионного соглашения заключается большое количество договоров, в соответствии с которыми концессионер вкладывает собственные и заемные средства. Государство может предоставлять гранты и субсидии. Концессионер финансирует, проектирует, строит и эксплуатирует объект до передачи его в собственность публичной стороне после завершения концессии. Концессионер получают доходность за счет своих инвестиций, банкиры, в случае своего участия, — за счет процентов по кредиту.
По словам Андрея Карасева, Сбербанк уже участвует в реализации инфраструктурных инвестиционных проектов. Он рассказал об участии в проектах автодорожного строительства, строительства систем уличного освещения, водоснабжения и водоотведения, видеофиксации нарушений правил дорожного движения и весового контроля. Тюменцам рекомендовано воспользоваться уже проверенными механизмами взаимодействия сторон при государственно-частном партнерстве.
Заместитель губернатора Тюменской области Вячеслав Вахрин подчеркнул, что у региона уже есть внушительный опыт применения принципов ГЧП и концессии. В частности, заключено концессионное соглашение, предусматривающее строительство мусороперерабатывающих заводов в Тюменской области. Это соглашение предусматривает 1,5 млрд частных инвестиций. Проект уже реализуется, причем, с опережением графика. Ожидается, что к концу 2017 года около 80% отходов региона будет перерабатываться.
Много проектов в разработке. Среди них проект, связанный с утилизацией биологических отходов с общим объемом инвестиций около 250 млн рублей. Впереди разработка проекта по утилизации снега. Законодательство требует утилизировать снег либо путем размещения его в гидротехническом сооружении, что исключает попадание отходов на почву, дальнейшей очистки и сброса очищенной воды либо применения механизма снегоплавления. Проект пока рассматривается. Ожидаемый объем инвестиций — 150 млн рублей.
«Инвестиционные возможности бюджета Тюменской области ограничены. Потому частный интерес является двигателем реализации многих инфраструктурных проектов. Мы ищем такую форму государственно-частного партнерства, которая позволяла бы региону решать свои задачи, вместе с тем, привлекать частного инвестора и использовать его заинтересованность в решении своих бизнес-задач», — подчеркнул заместитель губернатора Тюменской области.
Отвечая на вопрос о перспективах сотрудничества Сбербанка и правительства Тюменской области, Андрей Карасев отметил, что строить точные прогнозы пока сложно. По его мнению, нужно выбрать два-три пилотных проекта, которые с точки зрения правительства региона были бы приоритетными, и попробовать их совместно реализовать. Каждый проект мог бы иметь емкость от 1 до 10 млрд рублей. В целом Сбербанк уже сейчас готов принять участие в реализации проектов с объемом инвестиций до 20 млрд рублей.
Управляющий тюменским отделением Сбербанка Владислав Шиленко подтвердил, что банкиры тесно сотрудничают с правительством Тюменской области, обсуждают потенциально возможные совместные проекты и готовы участвовать в их реализации. «Мы не ограничены концессией. И готовы рассматривать другие формы сотрудничества. Те проекты, которые уже успешно реализованы, позволяют с уверенностью смотреть в будущее», — сказал Владислав Шиленко.
Объективно развитие государственно-частного партнерства в стране сдерживает отсутствие закона о ГЧП, который вступит в силу только с 1 января 2016 года. Это потребует принятия большого количества подзаконных актов. «Пока их нет, они обсуждаются. Только после их принятия механизм заработает в полную силу. В рамках сотрудничества со Сбербанком стараемся сделать так, чтобы правовое поле было скорее определено и можно было бы использовать все инструменты банка», — сказал заместитель губернатора.
Присутствующие на круглом столе тюменские бизнесмены посетовали, что условия кредитования, которые предлагает Сбербанк, — процентная ставка, залог