Новая электронная система учета алкогольной продукции, из-за внедрения которой российский рынок крепкого алкоголя переживает острейший дефицит, принесла и еще принесет своим создателям десятки миллионов долларов чистой прибыли. За приобретение необходимого для выполнения новых правил учета оборудования перекупщики и производители алкоголя заплатят компании "Атлас", подведомственной ФСБ, 127 млн долларов.
Новая электронная система учета алкогольной продукции, из-за внедрения которой российский рынок крепкого алкоголя переживает острейший дефицит, принесла и еще принесет своим создателям десятки миллионов долларов чистой прибыли. За приобретение необходимого для выполнения новых правил учета оборудования перекупщики и производители алкоголя заплатят компании «Атлас», подведомственной ФСБ, 127 млн долларов. А за обслуживание компания будет брать с них еще 239 млн ежегодно — пишет «NEWSru.com» со ссылкой на газету «Ведомости». По оценкам экспертов, пишет газета, разработка системы и программного обеспечения обошлась компании не более чем в 150 тысяч долларов. Так что на каждый вложенный доллар ФСБ будет ежегодно получать, по самым скромным оценкам, 1,5 тыс. долларов. Комментарии компании «Научно-технический центр «Атлас», ответственной за разработку, установку и обслуживание Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), получить на удалось, поэтому все расчеты сделаны на основе информации, полученной в ходе опроса участников рынка. В среднем ликероводочные и спиртовые заводы должны потратить на ЕГАИС от 550 тыс. рублей до 2 млн, то есть в среднем порядка 1,3 млн рублей, а ежемесячная плата составляет от 30 тыс. рублей до 93 тыс. рублей, в среднем — 60 тыс. рублей. Если умножить средние показатели на количество спиртовых и ликероводочных заводов, то получается, что они должны будут заплатить за систему 741 млн рублей плюс 410 млн рублей за обслуживание в год. Оптовым торговцам, импортерам ЕГАИС достается дешевле. Компании потратят на ЕГАИС от 59 тыс. рублей до 1 млн рублей, в среднем — 530 тыс. рублей, а ежемесячная плата составляет от 21 тыс. рублей до 171 тыс. рублей, в среднем — 96 тыс. рублей. Взяв оценочные данные по количеству оптовиков и импортеров в России, можно предположить, что эта группа заплатит за установку оборудования 2,7 млрд рублей, а за ее обслуживание — 6 млрд рублей в год. Таким образом, получается, что разовые затраты всех участников алкогольного рынка на ЕГАИС составят 3,4 млрд рублей, или 127 млн долларов, а за ее обслуживание они будут платить 6,4 млрд рублей, или 239 млн долларов ежегодно. При этом в будущем компаниям-производителям еще придется докупать дополнительное оборудование для учета производства спирта. Кроме того, как говорят знакомые с работой системы специалисты, она работает слишком медленно. На обработку одной накладной уходит до 4,5 минут, притом что в крупных компаниях таких накладных тысячи. Компания «Атлас» предлагает простое решение — приобретение дополнительных терминалов для учета документов. Естественно, что за обслуживание каждого рабочего места взимается абонентская плата. Таким образом, компании, находящиеся в полной зависимости от ЕГАИС, вынуждены увеличивать выплаты «Атласу», если хотят эффективно работать на рынке. Самое интересное, что по оценкам экспертов, разработка системы и программного обеспечения уровня ЕГАИС стоит от 80 тыс. до 150 тыс. долларов. Если взять средний показатель, то получается, что только обслуживание системы принесет ее создателям больше 2 тыс. долларов в год на каждый вложенный доллар.