Например, склонность к риску положительно сказывается на развитии предпринимательства.
Экономика региона тесно связана с его культурным развитием, культурными и поведенческими особенностями его жителей. Об этом рассказала научный сотрудник МГУ и Центра экономики Севера и Арктики СОПС, географ Надежда Замятина, приехавшая в Тюмень с лекцией «Что нужно Тюмени, чтобы стать Кремниевой долиной? Роль культуры в региональном социально-экономическом развитии».
По мнению Замятиной, ключевая особенность экономического успеха Кремниевой долины заключается в отсутствии у ее жителя страха перед предпринимательским риском. В своей лекции географ сравнила долину с шоссе 128 вокруг Бостона — еще одним технологическим центром США. Если в Бостоне, где живут потомки первых американских переселенцев, общество исторически более консервативно, то в Кремниевой долине у людей нет страха перед тем, чтобы попробовать открыть свое дело.
«И здесь не только институциональная, но и материально-техническая среда подстраивается под эту способность рисковать. Почему? В Кремниевой долине, где многие рискуют, где многие прогорают — у тех, кто многого добился, за плечами провалов гораздо больше, чем у тех, кто ничего не добился — сложился большой рынок б/у оборудования, которое распродают те, кто прогорел. То есть, легко начать. Чтобы создать фирму, начать дело, нужны меньшие затраты, потому что вот на этом рынке оборудование для начала можно купить дешево. В Бостоне все приходится покупать новенькое, то есть, стартовые затраты куда большие. А когда много фирм начинает, и много фирм разоряется, создается среда, в которой и начинать, и разоряться проще», — пояснила Замятина.
Кроме того, в своей лекции географ сравнила два северных города — Губкинский и Муравленко. «Я замеряла, что про эти города молодежь пишет в сети — и про Муравленко все было однозначно плохо. А про Губкинский сильно отрицательных — я имею в виду, уже с матом — высказываний вообще не было. И, соответственно, в одном городе население прирастало, а в другом убывало. При том, что там изначально сопоставимы численность населения, экономика, бюджет города», — рассказала Замятина.
По ее мнению, это связано с культурной повесткой городов — если в Муравленко афиша культурных событий стандартна для небольшого российского города, то в Губкинском периодически проходят необычные мероприятия — например, выставка скульптур из монтажной пены. «Это действительно полярные примеры, когда в чистом виде роль региональных культурных установок и региональной идентичности влияет на развитие», — заключила Надежда Замятина.