На пассажирском транспорте назрела необходимость реализации комплексной реформы, охватывающей все уровни управления, от федерального до муниципального, и все аспекты функционирования — от правового до технологического. Так считают две трети городов России с населением более 100 тысяч человек. Эти результаты исследования, проведенного Минтрансом России в 2001—2002 годах, прозвучали на заседании Правительственной комиссии по транспортной политике 17 марта. Целью реформы должно стать формирование устойчиво развивающейся, эффективно и надежно функционирующей, безопасной и экологически чистой системы городского транспорта, отвечающей потребностям населения и доступной всем его слоям, включая малообеспеченные.
По сообщению пресс-службы Минтранса, главный государственный транспортный инспектор Российской Федерации Анатолий Насонов выступил перед участниками заседания с докладом «О государственной политике в сфере реформирования пассажирского транспорта общего пользования». В своем докладе он отметил, что городской пассажирский транспорт — один из важных факторов обеспечения жизнедеятельности почти 1300 населенных пунктов России. Транспортная подвижность населения продолжает расти, и на долю городского маршрутного транспорта приходится более 85% всех этих поездок в городах.
При высоких темпах автомобилизации населения — более 10% в год — наши крупные города уже сталкиваются с ее негативными последствиями, хорошо известными за рубежом. Это и пробки на улицах, и загрязнение среды, и проблемы безопасности, и нехватка места для парковок. Решаются эти проблемы во всем мире путем модернизации общественного транспорта, развития уличной сети с учетом предоставления ему приоритетов и выделенных полос, на основе совершенствования структуры и технического уровня подвижного состава. Это еще раз подчеркивает, что задача развития городского пассажирского транспорта носит стратегический характер. При ее решении важно не только снять текущие проблемы, но и думать о будущем.
Главными задачами на 2003 год Министерство считает устранение правовых «пробелов» и противоречий, имеющихся в федеральном законодательстве. Среди важных задач: упорядочение системы финансирования льгот по оплате проезда на пассажирском транспорте, предоставляемых на федеральном уровне, а так же формирование системы ограниченной государственной поддержки обновления парка в условиях реформы.
Все эти задачи будут решаться в рамках подготовленной министерством Общероссийской открытой программы содействия реформам пассажирского транспорта, которая получила положительную оценку не только российских специалистов, но и международных экспертов.