Большинство взносов по ДМС приходится на корпоративных клиентов, значительная часть которых – западные компании, работающие в России.
Добровольное медицинское страхование для работодателей — это инвестиции в «человеческий капитал» и, соответственно, в бизнес или ненужные дополнительные расходы? Сильно ли ударил кризис по тюменскому рынку ДМС? Легко ли медицинским учреждениям вступать в страховые программы?
Вопросов много, и ответы на них попытались найти совместно руководители тюменских медицинских учреждений и страховых компаний, юристы и сами клиенты. «Тюменский бизнес-журнал» собрал их сегодня за круглым столом «ДМС в Тюмени: перезагрузка» в отеле «Ремезов».На тюменском рынке добровольного медицинского страхования все благополучно, утверждают представители большинства компаний. Серьезного удара по доходам кризис не нанес. Даже те, кто в 2009 году наблюдал спад, в 2010 году уже вернулись к прежним показателям и отметили рост. Это связано, прежде всего, с тем, что большинство взносов по ДМС приходится на корпоративных клиентов, значительная часть которых — западные компании, работающие в России. Для большинства из них полис ДМС — неотъемлемая составляющая соцпакета для сотрудников даже в период кризиса.
По словам директора филиала «РОСНО» Владимира Ахматова, обслуживание сотрудников по полисам ДМС — всегда веский аргумент при приеме на работу и существенный имиджевый момент. Это поняли во многих компаниях еще до кризиса. Поэтому страховой продукт остался одинаково востребованным и в кризисный, и в посткризисный период. Более того, можно прогнозировать рост рынка в связи со стабилизацией экономической ситуации и изменениями в системе налогообложения.
Как отметила заместитель директора тюменского филиала страховой компании «Югория» Алия Ерофеева, следует также говорить о тенденции к «индивидуализации» сферы. Страхователей реже интересует стандартный пакет услуг, и они стараются выбирать лишь те из них, которые действительно необходимы сотрудникам.
Алия Ерофеева также заявила о росте количества договоров с физическими лицами — в Тюмени на них приходится около 20% продаж полисов ДМС компании. Однако средняя стоимость медицинской страховки остается для большинства недоступно высокой. Более того, чаще для физических лиц такие полисы невыгодны: страховщики вынуждены предлагать индивидуальные программы по ценам, в разы превышающим стоимость корпоративных пакетов.
Малый и средний бизнес тоже находится в непростой ситуации. Программа ДМС выглядит заманчиво: она позволяет привлекать перспективных сотрудников. Однако доступность для небольших компаний остается под вопросом из-за высокой стоимости продукта. Страховые компании не могут предложить существенных скидок — незначительные объемы не обеспечивают такой выгоды, чтобы создавать особые условия для «малых» клиентов.
Директор стоматологии «Марина» Наталья Пенягина считает, что выходом в такой ситуации может стать заключение контрактов между клиникой и фирмой напрямую без привлечения страховщиков. В договоре стороны фиксируют перечень услуг, которые получат сотрудники, а также условия обслуживания и лечения.
Самих пациентов далеко не всегда устраивает качество обслуживания и перечень предлагаемых клиник. Рост цен на услуги лечебных учреждений вынуждает работодателей предпочитать более дешевые варианты. Это, как правило, приводит к снижению качества медицинских услуг. К тому же сотрудники часто жалуются на ограниченность круга клиник, где они могут обслуживаться по полисам ДМС.
У представителей медицинских учреждений тоже достаточно претензий. Программа существует уже семь лет, а у большинства частных клиник доля доходов от ДМС по-прежнему мала. Для многих из них вступление в программу ДМС — почти неразрешимая задача. «Если клиент хочет прийти к нам, но имеете полис ДМС компании, у которой клиники нет в списке, он должен обратиться к своему директору, а тот — к страховщикам. При этом пациент сможет попасть к нам только после перезаключения договора, то есть, вероятно, не скоро. Все это очень проблемно», — сетует заместитель главного врача по организационно-методической работе многопрофильной клиники Тюменской государственной медицинской академии Татьяна Денисова.
Однако, несмотря на множество «острых углов» во взаимоотношениях сторон, большинство из участников дискуссии не сомневаются — в Тюмени программы ДМС продолжат стабильно развиваться. В обозримом будущем люди не перестанут болеть, а компании — бороться за квалифицированных сотрудников. Значит, и спрос на добровольное страхование сохранится. «Развитие и совершенствование — вопрос времени», — отметила начальник отдела ДМС страховой компании «Согласие» Наталья Муравьева. А еще — вопрос желания страховщиков, медиков и клиентов решать ключевые проблемы в сфере ДМС совместно.