По мнению ректора ТюмГУ Геннадия Куцева, речь должна идти не о реформе высшей школы и всей системы образования, а именно о модернизации уже имеющейся. Надо сказать, не все российские нововведения встречают безоговорочную поддержку научных кругов – в политике, проводимой властями, есть серьезные издержки, которых можно было избежать, если бы проблему обсудили с учеными.
Модернизацию образования в условиях глобализации обсуждают сегодня участники Международной научной конференции, приуроченной к 75-летнему юбилею Тюменского государственного университета. Участниками заседания стали представители высших учебных заведений и научных кругов 50 городов России, а также США, Великобритании, Германии, Франции, Сербии и других стран.
Образовательная реформа — больной вопрос для российской высшей школы. Напомним, речь идет о создании единой системы высшего образования в Европе и интеграции России в это образовательное пространство. Согласно Болонской конвенции (которую Россия подписала в 2003 году), наша страна должна выйти к 2008 — 2010 годам на некий единый общеевропейский стандарт высшего образования. В частности, преобразования касаются введения двухуровневой системы высшего образования (бакалавр-магистр), когда в течение 4 лет студент будет получать знания общей направленности и лишь последующие год-два будут уделены специализации. Удобство единой системы в том, что учащиеся могут свободно переходить из вуза в вуз без пересдачи экзаменов. А также в прозрачной для государства и работодателей схеме подготовки специалистов. Как сообщает СМИ.ru, в Болонском процессе сегодня участвуют около 40 стран. Это практически все западноевропейские государства.
Российские инновации, по мнению Министерства образования, должны обеспечить решение трех основных задач — доступность, повышение качества образования и эффективность деятельности образовательных учреждений.
Между тем, по мнению ректора ТюмГУ Геннадия Куцева, речь должна идти не о реформе высшей школы и всей системы образования, а именно о модернизации уже имеющейся. Надо сказать, не все российские нововведения встречают безоговорочную поддержку научных кругов — в политике, проводимой властями, есть серьезные издержки, которых можно было избежать, если бы проблему обсудили с учеными. «В принципе, я не противник ЕГЭ, — заметил доктор педагогических наук, профессор, академик РАО Владимир Загвязинский. — Но этот экзамен дает только информацию о качестве знаний, да и то неполную. Мы не получаем данных о развитии абитуриента, его творческом потенциале Плюс — многочисленные факты фальсификации результатов ЕГЭ».
Сохранение национального суверенитета в условиях глобализации беспокоит профессора Белградского университета Данило Марковича. Создание единого культурного пространства должно идти мирным путем, без государственного насилия, путем экономического сотрудничества — подчеркнул он.
О реализации положений Болонской декларации в российской системе высшего профессионального образования участникам конференции рассказал представитель Министерства образования
Кроме того, темой обсуждения Международной научной конференции стали стратегические ориентиры развития образования и государственная образовательная политика, роль иностранных студентов в интернационализации ВУЗов, национальный фактор в образовании и другие проблемы, связанные с реализацией Болонской конвенции.
Конференция продлится до 17.30, планируется, что завтра участники продолжат работу по секциям.