Недавно в Тюменской области создан департамент инвестиционной политики, которому переданы функции, ранее относившиеся к ведению департамента промышленности, инвестиций и государственной поддержки предпринимательства. Этот департамент, в свою очередь, переименован в департамент промышленности и лесного хозяйства. Соответственно скорректирована и его ...
Недавно в Тюменской области создан департамент инвестиционной политики, которому переданы функции, ранее относившиеся к ведению департамента промышленности, инвестиций и государственной поддержки предпринимательства. Этот департамент, в свою очередь, переименован в департамент промышленности и лесного хозяйства. Соответственно скорректирована и его деятельность. Об этом, а также более подробно о «лесном» аспекте, корреспонденту еженедельника «Вслух о главном» рассказал директор департамента Сергей Путмин.— Сергей Геннадьевич, на ваш взгляд, насколько оправдана такая реорганизация?— В нашем департаменте были собраны воедино различные направления, причем некоторые из них все-таки требовали особого подхода. Это касается, например, внешних связей. Суть последних изменений заключается в том, что из департамента, который занимался промышленностью, инвестициями, внешними связями, малым бизнесом, торговлей, общественным питанием, бытовым обслуживанием, выделили несколько направлений, я бы сказал, общей компетенции. Они относятся не только к промышленности, но и к другим сферам деятельности — сельскому хозяйству, строительству, культуре, науке и проч. Те же внешние связи необходимо развивать и в агропромышленном комплексе, и в культурной сфере, и в научной То же самое касается и другой функции областной власти — привлечения инвесторов. Нам приходилось работать с инвесторами в самых разных отраслях, в то время как основная наша задача — все-таки развитие промышленности. Аналогично и с малым предпринимательством. Не совсем правильно делить малый бизнес на промышленный и непромышленный, нужно создавать общий климат, способствующий его развитию. А в каких направлениях он будет развиваться, определят факторы внутри этой среды. Поэтому логично, что все эти вопросы переданы отдельному департаменту, который должен выработать единые универсальные подходы для всех отраслей и взять на себя координирующие функции. У нашего департамента осталась отраслевая направленность — продолжаем заниматься развитием промышленности. На департамент возложена разработка и реализация единой промышленной политики в Тюменской области. Второе серьезное направление — это лесное хозяйство. Как таковое оно перешло в наше ведение год назад. Раньше оно рассматривалось как часть государственной поддержки лесопромышленного комплекса, с точки зрения обеспечения его сырьем. Сегодня законодательство позволяет развивать лесное хозяйство как самостоятельную отрасль, так что, возможно, к следующему году мы подготовим соответствующую программу или подпрограмму, наметки такие есть уже сегодня. Рассматриваем несколько вариантов, поскольку трудно предугадать, какие изменения произойдут в процессе реформирования лесохозяйственных отношений. Лесопромышленный комплекс всегда играл огромную роль в деятельности областной администрации, а затем правительства. Напомню, что в свое время была разработана программа развития лесопромышленного комплекса, которая затем вошла частью в общую программу развития промышленности. Потом, когда появилась областная целевая программа развития промышленности и малого предпринимательства, по поручению губернатора отдельным блоком была также разработана программа развития ЛПК — Какие именно функции выполняет департамент в части лесного хозяйства?— Формально произошедшее перераспределение полномочий между различными уровнями госвласти касается системы управления лесным хозяйством. Это вовсе не обязательно связано с рубкой леса и уж тем более — с рубкой для промышленного использования. Промышленная заготовка древесины — лишь небольшая составная часть ведения лесного хозяйства. Кроме этого, есть еще масса других вопросов — профилактика и борьба с лесными пожарами, лесовосстановление, лесозащита, лесоохрана. Если говорить о пожарах, то полномочия по их тушению переданы субъекту федерации, Тюменская область, в свою очередь, заключила соглашение с МЧС. Координацию действий при тушении лесных пожаров осуществляет областное управление ГО и ЧС, а сами действия выполняются сотрудниками лесхозов. Профилактикой лесных пожаров занимаются организации, осуществляющие управление лесным фондом. В Тюменской области 22 федеральных лесхоза, которые подведомственны территориальному агентству лесного хозяйства. А 17 бывших так называемых сельских лесхозов теперь в областном ведении. Профилактика лесных пожаров заключается в обеспечении необходимой техникой, проведении комплекса противопожарных мероприятий (сооружение защитных полос, создание противопожарных разрывов, пожаробезопасных опушек и проч.). И мы, и агентство лесного хозяйства по Тюменской области (федеральная структура) исполняем, по сути, одни и те же полномочия, только в разных лесах.— А финансирование?— Вообще лесное хозяйство финансирует федеральный бюджет. Это не самостоятельные полномочия субъекта, а субвенционные, они нам переданы временно и осуществляются за счет субвенций из федерального центра. Но на самом деле в финансировании и федеральных лесхозов, и областных федеральные средства составляют примерно треть, а иногда и меньше. Остальное — средства из других источников, в том числе и из бюджета субъекта федерации. В ряде случаев есть часть муниципального финансирования. Основными же для лесхозов являются собственные доходы. Хотя и не для всех: те лесхозы, которые находятся ближе к городам, к транспортным развязкам, к границе с Казахстаном, развивают и заготовку, и переработку, в результате имеют больше собственных доходов. Лесхозы в отдаленных районах, где нет больших запасов хвойных пород, где менее востребована древесина, конечно, имеют гораздо меньше собственных доходов. Что же касается тушения пожаров, его финансирует федеральный бюджет, но периодически область также тратит на это деньги, приобретая, например, технику. Лесовосстановление — тоже одна из наших функций. Оно необходимо не просто для возобновления леса, но и для улучшения породного состава. Причем нужно сажать больше, чем вырубается — с учетом определенного уровня приживаемости саженцев и других факторов. Но если сажаем столько же, сколько вырубаем, — это уже хорошо, хотя и не всегда удается.— Разве для Тюменской области это проблема? Ведь известно, что расчетная лесосека в регионе используется незначительно — Проблема заключается в неравномерном использовании расчетной лесосеки. На всей левой стороне Иртыша она действительно не используется (Уватский, Вагайский районы). Слабо используется во всех южных районах — там в основном береза, которую никто не перерабатывает. Но там, где есть запасы древесины, представляющие промышленный интерес, проблема лесовосстановления более чем актуальна. Получается, что, с одной стороны, по области в целом вырубается немного, а с другой — существует очень острая конкуренция за определенные участки. Денег, которые выделяет федеральный бюджет на лесовосстановление, крайне недостаточно. Да, нам передали право владения, пользования и распоряжения лесами вместе с финансированием, которое раньше шло через Минсельхоз, но средств не хватает. Частично проблема решается за счет собственных средств лесхозов, а где-то это держится на энтузиазме лесников, за что им — огромная благодарность. Люди, которые много лет отдали лесному хозяйству, представить себе не могут, как можно в какой-то год не высадить определенное количество саженцев В этом году мы подали заявку на финансирование из регионального бюджета — к весенней посадке не успели, но очень надеемся, что к осенней деньги будут, и лесхозам удастся хотя бы сохранить посадки на уровне прошлого года. Тем не менее общая тенденция высаживать больше, чем вырубается, в сельских лесах налицо. Третье важное направление деятельности в сфере лесного хозяйства — лесозащита. Последние два года тюменские леса особенно страдают от непарного шелкопряда. Эта гусеница буквально на глазах объедает листву. Два таких «набега» деревья еще могут выдержать, но с третьего раза точно погибнут. Поэтому такие очаги нужно обязательно локализовать, а поврежденные деревья вырубать. Существует также масса других вредителей леса. С лесоохраной ситуация вообще, я бы сказал, странная. Раньше лесники сами и выделяли лесные участки, и контролировали их использование. Понятно, что в этой схеме было много слабых мест и возможностей для злоупотреблений. Понятно и желание улучшить систему контроля. Но в результате вышло так, что сегодня контроль за лесопользованием и лесоохрана находятся в ведении Росприроднадзора, а весь штат лесников остался в лесхозах, которые подчинены либо федеральному агентству лесного хозяйства, либо, если говорить о бывших сельских лесах в Тюменской области, Тюменьлесхозу. В итоге на все леса в нашей области — семь инспекторов Росприроднадзора. А незаконные порубки как были, так и есть. Причем если раньше лесники выявляли нарушения и могли предпринять какие-то меры, то теперь они не могут ни составить протокол, ни пресечь незаконную деятельность — у них нет таких полномочий. Для этого нужно вызвать инспектора Росприроднадзора, милиционера — только они могут предпринять определенные процессуальные действия. Уходит время, теряется оперативность, в итоге в 90% случаев найти виновных невозможно, а если они найдены, то очень сложно что-то доказать.— Очевидно, что это вопрос федеральных властей, но на региональном уровне тоже, наверное, можно что-то предпринять?
— Решать проблему нужно системно, устраняя все предпосылки для злоупотреблений. Рецепты общеизвестны. Первый — это передача максимального количества участков лесного фонда в аренду. Лучше всего будет охранять лес и от пожара, и от незаконных порубок тот, кто заинтересован в его эффективном использовании — арендатор. Он вносит попенную плату, формирует собственную долговременную политику заготовки и не допустит незаконных вторжений. Передача лесов в аренду, безусловно, имеет ряд неоспоримых преимуществ. В этом году у нас, например, практически не горели арендованные участки. Возник всего один пожар, который был своевременно локализован силами арендаторов, не распространился на соседние участки и не причинил большого ущерба. Кроме того, каждый арендатор напрямую заинтересован в пресечении незаконных порубок. И коль скоро его благополучие зависит от состояния леса, он волей-неволей становится рачительным хозяином, а не временщиком, грамотно планирует лесозаготовительные работы, занимается лесовосстановлением. Поэтому мы прилагаем все усилия, чтобы передавать в аренду максимально возможное количество участков. В результате в 2005 году площадь областных лесов, переданных в аренду, увеличилась по сравнению с 2004 годом в 10 раз. Есть случаи, конечно, когда выясняется, что лесозаготовитель не в состоянии нормально использовать арендованный участок и вынужден от него отказаться. Тем не менее можно с уверенностью сказать, что уменьшаться площадь арендованных лесов не будет. Тот, кто не может освоить участок, будет просто уходить, на его место придет другой. Желающие есть. На ряд участков даже существует, так сказать, конкурс. А если будут реализовываться новые проекты — строительство фанерного комбината, завода по производству ДСП, а также появятся небольшие перерабатывающие предприятия в Юргинском, Упоровском, Омутинском, Сорокинском районах, — то практически все доступные леса в центральной части области будут переданы в аренду, в них активно будет вестись заготовка. Еще одна тенденция заключается в переходе с ручной валки леса на машинную. Пока у нас только «Туртас» ведет механизированную валку, и то на старых машинах. Многие лесозаготовители сейчас ведут переговоры о закупке современной техники. Если им это удастся, то технологически процесс заготовки будет организован совершенно иначе. Современная техника предполагает непрерывную заготовку на большой площади, планирование рубок, а для этого нужно арендовать лес на длительный срок, а не приобретать участки на аукционах.— Кроме аренды, есть еще способы решения проблемы?— Второй рецепт системного подхода — это все-таки разделение хозяйственных и административных функций в лесхозах. Не должно быть у чиновников необходимости заниматься в подведомственных лесах хозяйственной деятельностью, иначе всегда будет источник для злоупотреблений. Не открою секрета, если скажу, что значительная часть незаконных порубок совершается не какими-то совершенно посторонними людьми, которые ни с того ни с сего приехали с трактором, нарубили и уехали
На региональном уровне, в первую очередь, нужно демонстрировать хозяйский подход к лесу, чтобы было ясно, что рано или поздно придется отвечать за незаконные действия. В Тюменской области создана межведомственная комиссия по борьбе с нарушениями в сфере лесного законодательства и контролю за использованием лесных ресурсов. В ней представлены практически все контролирующие и правоохранительные органы — Росприроднадзор, Ростехнадзор, милиция, ГИБДД, таможня