В минувшую пятницу на втором по счету заседании возглавляемого премьером совета по конкурентоспособности и предпринимательству обсуждался вопрос о частно-государственном партнерстве (ЧГП). Как пишут «Ведомости», полигоном, на котором будет отрабатываться принцип этого симбиоза, станет транспортная отрасль.
Председатель совета директоров Ассоциации по защите прав инвесторов Сергей Генералов считает, что ЧГП необходимо при строительстве новых железных дорог, автодорог, мостов, тоннелей, морских портов и аэропортов, в сфере общественного транспорта. Дело в том, что зона применения ЧГП (так ее очертил министр экономического развития Герман Греф) — это секторы, где запрещена приватизация и действуют ограничения в гражданском обороте и которые не привлекательны для бизнеса с точки зрения возврата инвестиций. Поэтому и решили эксперимент начать с транспорта. В бюджете не найдется $ 20 млрд, ежегодно необходимых для содержания и модернизации транспортной инфраструктуры. Бизнес же не идет в эту сферу, поскольку проекты дорогие и долго окупаемые, а государство, сохраняя контроль над транспортной инфраструктурой, уступок частнику не делает.
Чтобы развернуть ЧГП, Генералов посоветовал вспомнить о механизме концессии. Он предполагает строительство объекта на частные деньги и его эксплуатацию компанией, а затем передачу объекта через оговоренный срок государству. В нынешнее законодательство такая модель не вписывается, поэтому было предложено создать специальную правительственную комиссию, которая будет рассматривать транспортные проекты, вести детальную проработку условий соглашений о ЧГП, проводить соответствующие конкурсы.