Семинары по-прежнему вызывают интерес у тюменцев: в этот раз их собралось около 60. Присутствовали как желающие открыть свое дело, так и уже действующие предприниматели.
Об открытии автомойки рассказали тюменцам на бесплатном семинаре, организованном Фондом развития и поддержки предпринимательства Тюменской области в рамках проекта «Бизнес в Тюмени: шаг за шагом». Партнером проекта является банк «Открытие». Семинары по-прежнему вызывают интерес у тюменцев: в этот раз собралось около 60 слушателей. Присутствовали как желающие открыть свое дело, так и уже действующие предприниматели. Автомойку можно оформить как капитальный объект либо как временный. В первом случае предпринимателю необходимо обращаться в департамент имущественных отношений Тюменской области. Размещение объектов капстроительства регулируется статьями 30−32 Земельного кодекса РФ. Во втором случае нужно подавать заявление в департамент земельных ресурсов администрации города. Как пояснил начальник юридического отдела департамента земельных ресурсов администрации города Тюмени Алексей Шевцов, временные автомойки должны строиться в соответствии с эскизным проектом. Они не должны иметь капитального фундамента или подземных помещений, общая площадь должна составлять не более 300 кв. метров, высота — не более одного этажа, высота внутренних помещений — не более 2,5 м. Шевцов сказал, что заявление предпринимателя рассматривается комиссией в течение двух недель, затем идут различные согласования. В среднем со дня подачи заявления до заключения договора аренды проходит 1−2 месяца. До подачи заявления можно получить предварительную консультацию. По его словам, основанием для отказа могут быть непредоставление необходимого пакета документов, наличие задолженности по договорам аренды других земельных участков, а также самовольное размещение объекта и только потом его согласование. Договор на размещение временного объекта заключается вначале на 11 месяцев, затем может быть продлен на три года и так далее. Размер арендной платы устанавливается исходя из кадастровой стоимости земли, с учетом коэффициентов, учитывающих месторасположение земельного участка — либо это центр города, либо окраина. За получением консультации и подачей заявления можно обращаться в юридический отдел департамента земельных ресурсов администрации города по адресу: Тюмень, ул. Орджоникидзе, 24, каб. 113, тел. (3452) 46−17−05.Один из спикеров добавил, что перед подачей заявления лучше предварительно обратиться в департамент градостроительной политики администрации Тюмени, потому что территория города поделена на зоны. Таким образом, предприниматель узнает, возможно ли размещение его объекта именно на этой территории и уже после этого сможет заказывать эскизный проект. Практическим опытом поделился гендиректор ООО «Дельвер» Михаил Фатеев. Он открыл автомойку еще давно, тогда получить в аренду землю было просто. Как он рассказал участникам семинара, бизнес это достаточно рентабельный — 40% и в то же время сезонный — спад идет четыре месяца в году. Окупилось предприятие за 2,5 года. Оформлял он все документы сам, не обращаясь к консультантам, и сейчас придерживается этого правила. Лучше знать специалистов в различных ведомствах лично, чтобы можно было уточнить любой вопрос. Кроме того, это существенная экономия денег. Фатеев заказывал оборудование в Москве, мойка у него автоматическая. В среднем на одну машину уходит около семи минут. Предприятие находится на ЕНВД. Заключены все необходимые договоры с предприятиями по обеспечению водой и доступа к канализации, а также договор с компанией, которая периодически вывозит грязь с мойки. Михаил Фатеев считает, что если сегодня открывать автомойку, то лучше капитальную, чем временную. Однако сейчас землю под капитальный объект просто так не получить. С ним согласился один из участников семинара, он отметил в беседе с корреспондентом «Вслух.ру», что открывать автомойку лучше, покупая землю в собственность и регистрируя ее как объект капстроительства, потому что если заключать договор аренды, нет гарантии, продлят его или нет («сидишь как на пороховой бочке»). Однако это занимает около года и по стоимости гораздо дороже. Среди участников семинара ему больше всего понравился именно доклад Михаила Фатеева, потому что тот осветил вопрос с практической точки зрения. Начальник отдела управления в области охраны окружающей среды комитета по экологии администрации города Тюмени Сергей Юрлов отметил, что автомойки городу нужны. На сегодня в Тюмени зарегистрировано более 240 тыс. автомобилей, при этом ежегодный прирост составляет 9−10%.Что касается экологических требований к автомойкам, самое главное, чтобы была чистой прилегающая к ней территория, заключены договоры на утилизацию жидких и твердых отходов. В первом случае нужно заключить договор с «Тюмень Водоканалом», во втором — данные отходы предприниматель должен вывозить на полигоны (в Тюмени это полигоны на Велижанском тракте). В среднем размер платы за утилизацию составляет 80−90 рублей за кубометр. Также он отметил, что раз в год предпринимателю придется рассчитывать нормативы образования отходов, чтобы отчитаться за воздействие на окружающую среду. Перед открытием предпринимателю также необходимо будет провести оценку воздействия окружающей среды. Сергей Юрлов добавил, что предприниматель может заключить договор с рядом находящейся управляющей компанией, чтобы та осуществляла вывоз отходов на полигоны. По словам специалиста, в основном автомойки в городе соответствуют необходимым требованиям. Комитет по экологии может провести проверки автомоек на соответствие требованиям правил благоустройства и порядку сбора, хранения, утилизации отходов по обращениям жителей. О бизнес-планировании рассказал специалист КФ «Гудвилл» Алексей Самсонов. Примерная структура бизнес-плана фирмы следующая: концепция, организационный план, конкурентная среда, производственный план, план маркетинга и рекламы, финансовый план, заключение. В концепции необходимо отразить цель создания бизнеса, стратегию реализации цели, рынки сбыта и прогнозы продаж, конкурентные преимущества, прогноз финансовых результатов, потребность в инвестициях, а также возможные риски и их компенсацию. Специалист настоятельно посоветовал «забумажить» свои идеи: «Когда вы это сделаете, откроется много неожиданных нюансов». По его мнению, лучше всего при составлении бизнес-плана обратиться к специалистам, например, в их компании разработка бизнес-плана в зависимости от сложности будет стоить 25−30 тыс. рублей. Также необходимо «нарисовать портрет» своего потенциального покупателя: сколько ему лет, каков его социальный статус, уровень доходов