Статистика департамента оптимистичная: 92% безработных после обучения находят работу по полученной специальности.
Ежегодно органами службы занятости на профессиональное обучение и дополнительное образование направляются около 2 тыс. безработных жителей Тюменской области. За семь месяцев 2014 года их число составило 1386 человек. Об этом сообщил сегодня на пресс-конференции, посвященной профессиональному обучению безработных в регионе, заместитель директора департамента труда и занятости населения Тюменской области Вадим Самсонов.
Статистика департамента оптимистичная: 92% безработных после обучения находят работу по полученной специальности. Причина тому — предварительные договоренности о трудоустройстве, гарантийные письма и трехсторонние договоры между работодателем, службой занятости и безработным. «Наши предприятия наконец начинают понимать: проблема кадрового наполнения их предприятия — это, в первую очередь, их проблема. Поэтому они сотрудничают с органами службы занятости и участвуют в обучении своих будущих сотрудников», — отметил Самсонов.
Из общего числа граждан, проходящих обучение по направлению службы занятости, 57% получают какую-либо профессию впервые. Приобретают новые навыки 15% безработных, а повышают квалификацию 28%.
Было бы наивно предполагать, что за бюджетные средства можно выучиться, скажем, на художника. 75% безработных получают рабочие профессии по 100 направлениям, наиболее востребованным на рынке труда. А в связи с большими объемами строительства спросом пользуются строительные специальности. На 1 июля 2014 года потребность в этой отрасли составила более 25 тыс. вакансий (60% от всего банка органов занятости). Именно таким профессиям и отправили учиться четверть обратившихся в службу. В результате, регион пополнился 77 электрогазосварщиками, 63 стропальщиками, 39 машинистами автомобильного, башенного и мостового кранов, 16 штукатурами и 12 каменщиками.
Помимо строительства, безработных трудоустраивают в сфере торговли и общественного питания (15%), транспорта (3%) и сельского хозяйства (7%).
Еще одно интересное направление — замещение иностранных работников за счет безработных тюменцев. За 7 месяцев 2014 года на профессиональное обучение с этой целью направлены 437 человек, в том числе 234 по строительным специальностям.
Кто же обращается за помощью в получении востребованной профессии в органы службы занятости? 60% людей, испытывающих сложности с трудоустройством — уволенные с военной службы, инвалиды, освободившиеся из мест лишения свободы и выпускники образовательных учреждений, пояснил Вадим Самсонов. Многие из них не имеют профессионального опыта или квалификации. «Обучение позволяет им адаптироваться в современных условиях и конкурировать на рынке труда наравне со всеми. Это подтверждает тот факт, что около 83% обучившихся из их числа находят доходное занятие», — подчеркнул он.
Вадим Самсонов также отметил, что развитие тюменских предприятий неизбежно приводит к тому, что высвобождается множество рабочих. «Все, наверное, помнят девушек, которые соединяли вас с тем или иным номером, когда вы звонили по телефону. Теперь же эта профессия просто исчезла», — привел он пример.
Сейчас прогнозировать гибель какой-либо профессии Самсонов не стал, подчеркнув, что происходит этот процесс не в одночасье. «Нельзя сейчас говорить о какой-то конкретной профессии, уходящей в прошлое, это было бы неправильно. Где-то такие специалисты еще необходимы, — уверен он. — Подход к решению этой проблемы всегда связан со своевременным заявлением работодателя о высвобождении работников. Если работодатель добросовестный, хороший и законопослушный, он уведомляет об этом за три месяца. Поэтому мы успеваем предложить еще работающим людям устроиться на ту или иную смежную специальность».
Так произошло, к примеру, с тюменским троллейбусным депо. «Мы предложили всем женщинам переучиться на категорию „D“ (автобус). Не все они согласились, но вы сейчас можете видеть, что в тюменских автобусах работают водители-женщины. Это как раз пример того, что профессия исчезла, но навыки вождения больших пассажирских автотранспортных средств позволили при небольшой корректировке продолжить трудовую деятельность, — отметил замглавы департамента труда и занятости. — Хотя часть сотрудниц депо, конечно, ушла в другие сферы».