Развитие российско-белорусского сотрудничества стало главной темой обсуждения во время визита делегации Ханты-Мансийского автономного округа в Минск 16 января. Стороны провели переговоры в рамках реализации протокола о сотрудничестве, подписанного губернатором Югры и Президентом Республики Беларусь в июне 2001 года.
Глава югорской делегации, первый зампредседатель югорского правительства Вячеслав Новицкий большую часть рабочего дня пробыл на «Минском автомобильном заводе» — предприятии входящем в перечень стратегических инвестиционных проектов Республики Беларусь. Сегодня под торговой маркой «МАЗ» освоено производство более 500 моделей и модификаций автотехники, а капитальные вложения в завод в течение ближайших четырех лет составят $ 233 млн 400 тысяч.
Вячеслав Новицкий не ограничился информацией генерального директора автопредприятия и во время осмотра модельного ряда, вопреки протоколу, сел за руль седельного тягача нового поколения «МАЗ-544», оснащенного двигателем стандарта «Евро-3» и опробовал модель в деле.
Как сообщили корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» в пресс-службе губернатора ХМАО, делегация также посетила филиал завода, с 1992 года занимающийся еще одним приоритетным направлением деятельности — производством автобусов «МАЗ». За это время предприятием освоено производство 8 моделей автобусов и более 50 модификаций на их базе. Вся автотехника спроектирована в соответствии с современными требованиями европейских стандартов, директив ЕЭС и правил ООН. Автобусы «МАЗ» имеют монолитный корпус, который отличается повышенной прочностью от корпусов аналогичных машин, собранных на раме.
В завершении визита был подписан итоговый документ, согласно которому в ближайшее время стороны рассмотрят вопрос о создании на базе ООО «Северавтотранс» (Сургут) сервисного и дилерского центров автотехники марки «МАЗ». Кроме того, руководство «МАЗа» будет регулярно информироваться о проведении в автономном округе выставок и тендеров, что может послужить поводом для продвижения товара на югорский рынок. Белорусская сторона обязалось в феврале-марте 2004 года поставить в округ на опытные испытания городской автобус МАЗ-103 «Арктика», которые оптимально подходят для Крайнего Севера.
«Подписанный протокол наметил направления сотрудничества белорусских и югорских бизнесменов, — заявил Вячеслав Новицкий, комментируя подписанный документ. — Чиновники сами ничего с нуля организовать не могут. Наша задача — обозначить направления деятельности и организовать работу на местах так, чтобы представители промышленности, малого и среднего бизнеса могли заключать конкретные договоры, исходя из рамочного соглашения, которое подписано в ходе официального визита в Республику Беларусь».
Глава югорской делегации отметил, что кроме обозначенных моментов, итоговый документ включил в себя около 30 пунктов совместного сотрудничества, в числе которых рассмотрение возможности приобретения в собственность авиакомпании «UTair» 3−5 самолетов Ту-134, прошедших капитальный ремонт на «Минском авиаремонтном заводе». Кроме того, Протокол рабочей встречи предполагает создание в ХМАО дилерского центра по продажам и обслуживанию дорожно-строительной и коммунальной техники минского предприятия «Амкодор-Ударник», а также развитие сотрудничества в сферах жилищно-коммунального хозяйства, лесопереработки, банковских услуг, здравоохранения, искусства и культуры. Возможно, ответный визит белорусской стороны в ХМАО состоится в первом полугодии 2004 года. Вопрос об этом также включен в итоговый документ визита.
Для справки:
Внешнеторговый оборот Ханты-Мансийского автономного округа с Республикой Беларусь за 2003 год составил $ 824,3 млн, увеличившись по сравнению с показателями 2002 года на 20,4%. Основу двустороннего сотрудничества составил экспорт югорской нефти, минерального топлива и продуктов их перегонки. На территории округа проживают около 40 тысяч белорусов. Около 4,5 тысяч граждан этой страны трудится в округе вахтовым методом.