Корреспондент «Вслух.ру» разбирался, сколько сейчас стоят автокредиты без справок о доходах, какая здесь ситуация с просрочкой и кто чаще остается должен банку: мужчины или женщины.
_По данным «Национальной службы взыскания» (НСВ), объем проблемной задолженности (выше 90 дней просрочки) по автокредитам вырос с начала года на 15% и составил 60 млрд рублей на 1 июля. Рынок автокредитования за этот же период упал на 7,2%. А по итогам июля по сравнению с июнем продажи машин снизились на 6,5%._
_Также по данным НСВ, Тюменская область занимает 11 место в топ-20 регионов с наибольшей просроченной задолженностью по автокредитам. Что в таких условиях требуют банки, чтобы выдавать автокредиты без справок о доходах, какой спрос на них от населения и растет ли у банков объем просрочки по таким займам?_
Чтобы это выяснить, мы проанализировали условия пяти банков, выдающих автокредиты без справок о доходах и имеющих представительства в Тюмени — «АйМаниБанка», «Плюс банка», «Русфинанс банка», «ВТБ 24» и «ЮниКредит банка» и спросили их, как они себя чувствуют в условиях сжимающегося авторынка и роста проблемной задолженности.
Условия
=======
В первую очередь банки смогут выдать такие займы в размере от 50 тыс. до 1-1,5 млн рублей, как на новые, так и подержанные автомобили под их залог. Плюс очень много условий влияет на базовую процентную ставку: от отказа заемщика от КАСКО до размера первого взноса или возраста авто.
_Часто ставка снижается пропорционально размеру первоначального взноса. Такое отмечено у «Плюс банка», «Русфинанс банка». От наличия страховки ставка уменьшается у ВТБ 24, «Плюс банка» и «Русфинанс банка». Повышающие коэффициенты в зависимости от условий (меньший первый взнос, больший срок кредитования, более старый автомобиль или отказ от КАСКО) прибавляют процент к базовой ставке._
Самые простые условия у «АйМани банка» и «Плюс банка» — автокредит можно взять не только без справки о доходах, но и без первоначального взноса. Заемщик не должен быть младше 22 лет.
В «АйМани банке» кредит без первого взноса могут одобрить по ставке от 28% годовых вместо минимальных 26% при взносе от половины стоимости автомобиля (тариф «Стандарт» — при покупке авто у неофициального дилера, на авторынке) или от 27% годовых вместо меньших 23% годовых («Дилер», у фирменных магазинов). Для подержанной машины ставка 21% годовых возможна только при первом взносе от 70% стоимости сроком на год («Из рук в руки»).
Во всех тарифах банка есть условия, при которых базовые ставки могут повышаться или понижаться. В случае с тарифами «Стандарт» и «Дилер» по одному процентному пункту прибавляют подержанная машина, отказ заемщика от КАСКО и нелегковой транспорт. Итого ставка вырастает на три пункта — до 30 или 31% годовых в зависимости от тарифа.
Для кредита «Из рук в руки» плюс три процентных пункта идет за взнос от половины стоимости машины, за повышенный (2-7 лет) срок кредитования и для иномарок от шести до 15-и лет. И также по одному пункту за отказ от КАСКО и на покупку транспорта категорий C и D. В итоге ставка вырастает до 29% годовых.
Похожая система и у «Плюс банка». Но от размера первоначального взноса будет зависеть и максимальная сумма кредита. Так, без первого взноса заемщик может получить не больше 800 тыс. рублей под 27,9% годовых на новый автомобиль, до 700 тыс. рублей под 32,9% годовых на подержанный до 15 лет.
В «ЮниКредит банке» при таких условиях ставка вырастает на три процентных пункта. Приобретая новый автомобиль или мотоцикл, заемщик, отказываясь от КАСКО, получает 21% годовых вместо базовых 18-и, подержанного — 25,9% годовых вместо 22,9.
Есть и понижающие коэффициенты. Например, заключая договор страхования жизни и здоровья на срок кредита и на всю сумму кредита, заемщик получает ставку на один процентный пункт ниже базовой. Страхуется банк на случаи смерти и постоянной потери трудоспособности заемщика (инвалидности I и II групп). При этом страховая компания оплачивает оставшийся долг банку.
Но в основном банки обязывают заключать договоры страхования КАСКО. И выдают кредит только с первоначальным взносом. Так поступают в «Русфинанс банке», в ВТБ 24, в «ЮниКредит банке». Последний выдает займ при взносе не менее 15% от стоимости машины. Банк сможет предоставить кредит на максимальную сумму — 6,5 млн рублей, при первоначальном взносе от половины стоимости авто.
В ВТБ 24 и в «Русфинансбанке» кредиты без справок выдаются при взносе от 20% стоимости машины. В первом случае процентная ставка составит от 21 до 23,5% годовых, во втором — от 20 до 26% годовых. В обоих банках она снижается при заключении допсоглашений и оплате КАСКО за свой счет.
Во всех описанных банках действует госпрограмма субсидирования ставок по автокредитам, условия по которой примерно одинаковы. Кредит по программе можно взять до 1 млн рублей при взносе от 20% стоимости автомобиля. При этом 2/3 от ключевой ставки ЦБ программа компенсирует.
Но не во всех кредитных учреждениях эта программа доступна без справок о доходах.
Люди и банки перестраховываются
===============================
По итогам первого полугодия, сообщает «Национальная служба взыскания», рынок автокредитования упал на 7,2%, до 90 млрд рублей. Объем просроченной задолженности при этом вырос на 15% с января.
Однако дефолтность по автокредитам растет не так быстро, как долги по остальному розничному кредитованию. Если автомобильная просрочка за год (начало июля 2014 года к началу июля 2015 года) выросла на 25,5%, то просрочка по всему рынку — на 42,3%. Долги по рознице получили дополнительный импульс от кредитных карт и кредитов наличными.
Отчасти это подтверждают и опрошенные банки. Так, управляющий тюменским региональным операционным офисом банка ВТБ 24 Андрей Смирнов пояснил «Вслух.ру», что объемы кредитования в 2015 году сократились более чем вполовину, что было ожидаемо на фоне резко сократившегося спроса на автомобили.
«Стоит отметить, что просрочка по автокредитам, даже несмотря на снижение объемов кредитования, не увеличилась в абсолютных значениях. В относительных же величинах она выросла всего на 1% в силу сокращения портфеля и находится на комфортном для розничного рынка уровне», — пояснил Андрей Смирнов.
Основными причинами роста просрочки он называет рост безработицы, снижение доходов населения.
Среди продуктов банка, предлагающих автокредиты без подтверждения дохода («АвтоЛайт» и «АвтоЭкспресс»), спрос на «АвтоЛайт» почти не изменился и по-прежнему востребован, а просроченная задолженность по нему ниже, чем в среднем по портфелю.
«Спрос на „АвтоЭкспресс“ просел несколько больше, поскольку многие начали принимать свои решения взвешенно, предпочитая экономию, а не скорость», — подметил управляющий региональным отделением ВТБ 24.
На снижение спроса повлияло и ужесточение требований к заемщикам со стороны банка. Это дало меньшее количество одобрений кредитов. «Но всю первую половину этого года мы проводили плавную либерализацию требований к заемщикам и сейчас вышли на практически докризисный уровень одобрения», — добавил Андрей Смирнов.
В «Русфинансбанке», отметил «Вслух.ру» начальник отдела разработки продуктов департамента автокредитования банка Алексей Бессонов, также отмечается существенное падение заявок на автокредиты.
«В тюменском регионе количество заявок на автокредиты в первом полугодии 2015 года снизилось на 36,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снижение обусловлено существенным падением спроса в первом квартале. Согласно данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в январе-марте сокращение количества выдач год к году составило 70%», — пояснил Алексей Бессонов.
Госпрограмма спасет рынок
=========================
Однако в апреле этого года, после старта госпрограммы субсидирования ставок рост доли продаваемых в кредит автомобилей вырос за месяц на 14,9 процентных пунктов.
Управляющий тюменским региональным операционным офисом ВТБ 24 Андрей Смирнов отметил, что при резком сокращении объемов автокредитования — вполовину за первое полугодие, доля автокредитов по госпрограмме сейчас составляет 57% всего рынка.
«Программа господдержки, судя по динамике заявок на льготные автокредиты, набирает обороты, растет доля кредитных продаж. Предпочтения заемщиков сейчас смещаются в сторону госпрограммы и значительных скидок по процентным ставкам. Доля сделок купли-продажи автомобилей с помощью кредитов увеличилась по сравнению с первым кварталом 2015 года и вторым кварталом 2014 года», — отмечает управляющий тюменским региональным офисом ВТБ 24 Андрей Смирнов.
Та же тенденция и в «Русфинанс банке», где после сильного снижения заявок на автокредитование ситуация выправилась только с запуском госпрограммы и поддержкой автопроизводителей своих фирменных финансовых программ.
Кто кому остался должен?
========================
По данным НСВ за первое полугодие, в России объем просроченной задолженности по автокредитам, переданной коллекторам по договору аутсорса (речь идет о долгах, переданных агентствам впервые) снизился на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 5,9 млрд рублей. В Уральском федеральном округе таких долгов за первые полгода набралось на 700 тыс. рублей.
При этом долги по автокредитам, переданным коллекторам, преобладают именно у мужчин (64%), нежели у женщин (36%). При этом в других сферах кредитования доли мужчин и женщин примерно равны.
Управляющий тюменским региональным офисом ВТБ 24 Андрей Смирнов отметил, что на мужчин в Тюмени приходится вдвое больше автокредитов, чем на женщин. «Кредит на покупку транспортного средства — это истинно мужской продукт. При этом доля автокредитов, взятых мужчинами, постепенно увеличивается. Поэтому и с исполнением обязательств та же картина — мужчины, оставшихся в должниках, больше», — пояснил управляющий тюменским ВТБ 24.