"Вслух.Ру" продолжает публиковать еженедельные аналитические материалы о наиболее "отличившихся" ценных бумагах российского фондового рынка
Эмитент: ОАО «АВТОВАЗ»Тип акций: обыкновенные Количество размещенных акций: 27 194 624 Последние дивиденды: 23 руб. на 1 акцию по итогам 2004 г. Торговля акциями: ММВБ, РТС Ликвидность: среднедневной оборот торгов — от 10 млн руб. Назвать эти показатели топ-ликвидностью тяжело, но и ко второму эшелону эти акции никак отнести нельзя. Исходя из того, что продавать и покупать эти акции можно в любой день и практически в любом размере — однозначно «голубая фишка». Волатильность: большая ликвидность привлекает спекулянтов, вследствие чего дневные отклонения на 3−5% — в порядке вещей. Перед тем, как совершить сделку этот факт следует учесть при расчете стоп-уровня для выхода из позиции в случае неблагоприятного развития ситуации. Сложность управления инвестицией: так как тенденции в движении котировок акций компании меняются едва ли не быстрее, чем конъюнктура рынка, на котором она работает, следить за позицией придется постоянно. Изменение курсовой стоимости в 2004 г.: в течение года акция успела как обвалиться на 30% (январь — август), так и вырасти на этот же процент до конца года. В общем, порадовала и спекулянтов-медведей, и быков. И только долгосрочные инвесторы остались ни с чем. «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого ». Нет, не пылесоса, и даже не «Жигулей», которые «чем думают, я не знаю ». Надо сказать, что среднестатистический российский инвестор давно привык к уровню российского автопрома и его куда больше волнуют уровни котировок «автомобильных акций». И говорит он так, скорее всего о «баранке» биржевого компьютерного терминала, на мониторе которого уже целых четыре недели наблюдает за беспрерывным падением акций лидера российского автомобилестроения — ОАО «АВТОВАЗ». В прошлом году «АВТОВАЗ» выпустил 717 981 легковой автомобиль, из них около 240 000 — семейства Lada 110. Выручка по РСБУ — 125, 9 млрд руб., чистая прибыль — 5,6 млрд руб. Показатели неплохие, вот только уже в этом году ситуация на предприятии начала выходить из-под контроля, о чем недвусмысленно говорит серьезное падение финансовых показателей компании в завершившемся 1-м квартале (чистая прибыль упала с 2,14 млрд руб. до 350 млн). Бурное развитие потребительского кредитования постепенно стирает ценовую границу между российскими автомобилями и зарубежными аналогами самых доступных ценовых сегментов. В этих условиях потребитель голосует деньгами за более высокое качество — а «АВТОВАЗ», не желая понижать цены, теряет свое самое главное конкурентное преимущество. После того, как стало известно, что завод обратился к поставщикам с просьбой снизить цены на комплектующие, «урезал» рабочую неделю на один день, а дилеры по причине «затоварки» бросились за счет собственной маржи снижать розничные цены, котировки автозавода мгновенно включили «задний ход». Усилил негативные эмоции инвесторов-автомобилистов и просто ужасный для мировой автоиндустрии квартал (достаточно вспомнить крушение «MG ROVER», проблемы «GM» и «Ford»). Начиная с апреля эти бумаги «АВТОВАЗа» потеряли в цене уже около 25%, на прошлой неделе снижение составило 7%. Руководству компании можно начинать думать над новым маркетинговым ходом — оборудованием в салоне специальных мест для «медведей». Тем более что деньги у таких игроков в этом мае водятся. Все-таки игра на понижение — дело прибыльное. Арсений Белоглазов, аналитик тюменского представительства ИК «Финам»Материал подготовлен для еженедельника «Вслух о главном» и опубликован в номере от 20 мая.